Гусь-Хрустальный, Москва, Европа и исламский мир…: как жить дружно?

Размещено | 0 комментариев

  

В конце июля в Гусь-Хрустальном состоялось не очень громкое, но важное событие. Во второй раз здесь, в Духовном училище, в котором преподает отец Максим Хижий (кандидат философских наук, заметим), прошёл двухдневный семинар  Ассоциации историков религий, работающих во Владимирской области, Иваново и в Москве Выступили с докладами (и за каждым следовала очень живая дискуссия) профессора Е.И. Аринин (Владимир), Д.И. Полывянный (Иваново), Д.Ю. Арапов и М.В. Дмитриев (МГУ им. М.В. Ломоносова), доценты М.Л. Хижий и Т.И. Хижая (Владимирский госуниверситет), специалист по истории средневековой Испании М.А. Астахов (МГУ). Они спорили друг с другом, а к ученым дебатам внимательно прислушивались около 20 аспирантов и студентов из Владимира и Гуся Хрустального. Разочарованных не было, а душой и патроном научного праздника был отец Максим, которому все мы искренно и не раз сказали (и повторяем теперь): большое спасибо…

IMG_1700

 Особенность этой встречи  (как и предшествующей, тоже —  в Гусе Хрустальном, в октябре прошлого года) в том, что они объединяют на принципиально неформальной основе (то есть без включения семинаров в планы каких-либо учреждений) тех специалистов, кто хочет понять, в чём же на самом деле православные традиции отличны от католических и протестантских, христианские – от исламских, шиитские от суннитских, те и другие – от иудаизма, иудейские – и от исламских, и от христианских, все они вместе взятые – от, скажем, буддизма и индуизма. Проблема имеет огромное значение в двух отношениях. Во-первых, потому что мы живём и будем жить в мире и в стране, где роль религии стала стремительно возрастать; во-вторых, над каждой религией выросла своя культура, а мы часто не отдаем себе отчета в том, как именно католицизм сделал из Запада – именно Запад, православные традиции – именно Россию из России и пр.  Кто станет сомневаться, что научные  знания об этом нужно непременно донести до студентов, учителей, школьников, журналистов да и всех, кто без равнодушия смотрит на себя и на соседей?

В этом году всё внимание было сосредоточено на историческом опыте взаимоотношений христианских обществ с исламом. Точкой отталкивания была научная гипотеза, сложившаяся за 20-30 последних лет сравнительного изучения православных и западных культур – гипотеза о том, что старая, традиционная культура византийско-православного христианства относилась к исламу и мусульманам много менее враждебно, чем культура «латинского» мира. Почему? И какое это имело значение для истории России в XIX- XX веках? И как это может помочь нам теперь жить с мусульманами в мире и взаимопонимании? Вот эти «жгучие» вопросы были на повестке дня.

В докладе проф. Е.И. Аринина речь и шла о состоянии и потребностях развития сравнительного религиоведения в наших университетах. Было сказано и о том, насколько востребованы знания о христианстве и его взаимодействии с исламом в нашем обществе, и о том, с какими трудностями мы здесь сталкиваемся.

Д.И. Полывянный скептически воспринимает гипотезу о большой роли собственно конфессиональных факторов в более или менее спокойном взгляде православной культуры Византии и Балкан на ислам. По его наблюдениям, имперские принципы Византии, политический прагматизм, вариативность ситуаций вели к тому, что в этой части не-западного мира с мусульманами уживались легче, чем на «латинском» Западе.

А о том, как и именно выглядела ситуация, например, в католической Испании (точнее – на Пиренейском полуострове, так как в Средние века Испании как Испании ещё не было), рассказал М.А. Астахов. Главный и характерный парадокс с которым мы здесь имеем дело – это почти что полюбовные отношения с исламом до XIV века и резкий поворот к худшему в  XIV- XVI веках и позднее… Почему?

М.В. Дмитриев, подчеркивал в своем докладе и выступлениях, что удельная и Московская Русь в их отношениях с исламом пошли но иному пути, чем Испания. Там где следовало бы, как кажется, ожидать крестовых походов, реконкисты, насильственного обращения или изгнания мусульман со старых и захваченных территорий Московского царства, русское государство, церковные власти, общество идут по иному пути – пути интеграции и мусульманской знати, и  рядовых мусульман в рядах пестрого населения России, сохраняя за  мусульманами и свободу веры, и равные с православным населением права… Почему? М.В. Дмитриев думает, что дело тут именно в особенностях восточного христианства как особой конфессии и не-западных чертах пришедшего в Россию из Византии религиозного опыта…

Д.Ю. Арапов, как и Д.И. Полывянный, не согласен, хотя признает, что отталкивается в своих оценках не от опыта Московской Руси, а от опыта имперской России. Он посвятил своё выступление нашим знаниям о том, какова была политика монархии Романовых и Русской Православной Церкви в отношении мусульманского населения Поволжья во второй половине XIX века по сравнению с Кавказским регионом и Средней Азией. Эта политика, считает проф. Арапов, была, конечно, примирительно-прагматической, интегративной, избегавшей резкой дискриминации мусульман, но основывалась она не на религиозных посылках, а на политической трезвости и рациональном расчете.

Т.И. Хижая проверяет гипотезу о примирительно-веротерпимых началах в самих православных конфессиональных традициях опытом изучения истории очень многочисленных групп иудействующих в  России XIX века. Факт, установленный исследованиями и самой Т.И. Хижей, и других историков – это массовое вовлечение крестьян русской глубинки в спонтанно возникшие общины «субботников», отступавших от христианства в «ветхозаветничество». Это явление резко противоречит широко циркулирующим стереотипам об острой религиозной враждебности православных традиций к иудаизму. И снова вопрос «почему?» остается пока без ответа….

М.Л. Хижий в своём докладе перенёс участников в начало XX века. После закона о веротерпимости 1905 года тема отношений между конфессиями Российской империи стала атуальнее прежнего. Церковные историки обсуждали опыт Османской империи, сравнивали ситуацию на Балканах с российской, предлагали сделать выводы «за» или «против» религиозного плюрализма… Но грянул 1917 год, и всё переменилось так, как никто и не мог предвидеть в начале века….

 Нужно ли удивляться, что после таких докладов времени на дискуссии всякий раз не хватало? Мы продолжим их на гостеприимной Владимирской земле в следующим году… Или уже этой осенью?

 М.В. Дмитриев, доктор исторических наук, профессор кафедры истории южных и западных славян Исторического факультета МГУ, директор Центра украинистики и белорусистики Исторического факультета МГУ, ведущий научный сотрудник Института славяноведения РАН.

 

Перейти к верхней панели