Около теологии и религиоведения

Размещено | 0 комментариев

Но мы можем быть совершенно уверенны, что, в конце концов, будет твёрдо установлено, что правильно и что ложно. Это решение не будет зависеть от веры, расы и происхождения учёного; оно будет определяться высшей силой и будет принято всеми людьми и на все времена.

Вернер Гейзенберг

На сегодня вопрос: «Является ли теология наукой?», — может вызвать острую дискуссию у преподавателей и их учеников. Главная причина – столкновение атеистического и религиозного мировоззрений. Теология всегда конфессиональна и опирается на опыт религии. А главным признаком религии считается уверенность в реальном существовании потустороннего мира. Верующий человек условно делит космос на естественный, видимый, и взаимопроникающий его сверхъестественный, невидимый, мир. При этом Бог не существует как «некое явление», в реальности которого может убедиться скептик, как в реальности солнца или радиоволны. В Него можно только верить. Неудивительно, что в связи с этим, многие интеллектуалы, воспитанные в атеистическом государстве, искренне любящие  Фейербаха и Маркса, мягко говоря, испытывают обиду, когда теологию ставят рядом с математикой или географией. В диалектику «среднего атеиста» часто напрашивается вывод: в последнее время Русская Православная Церковь (и другие религии, но эта занимает самую активную позицию), действует очень хитро, понимая, что сразу втиснуться в образовательные учреждения не получится, она идет окольным путем. Т.е., сначала втискивается религиоведение, действительно являющееся разделом истории, а потом радикальный вариант промывки мозгов — теология. Это если не крах, то ущерб хорошей старой школе и самое обидное, что он спровоцирован политикой и желанием верующих пополнить свои ряды. Таким образом, политика, а не поиск объективного знания, напичкает будущее поколение глупостями. На каком же основании в светском вузе можно открыть кафедру теологии? Разве теологию можно считать наукой?

                                                            В Северо-восточном Федер универе.

Действительно, христианство в попытках обоснования вероучения столкнулось со сложностью объяснить непонятное в догматике через понятное, т. е. рациональным путем, которым идет наука. Положения Символа веры даются как постулаты, а не как умозаключения исследователя. Теолог – это позиция верующего догматам веры. Теолог предвзят. Теолог не может быть объективным, особенно если он представитель эксклюзивистской, настаивающей на своей абсолютности,  религии и, соответственно, содержащей только ее дефиницию понятий и явлений. Таким образом, теология как учение не может называться наукой. Ее должно как минимум заменить религиоведение, задачей которого является беспристрастное исследование религии как социокультурного феномена. Христианские теологи иногда подтверждают сказанное, когда пытаются дать объяснение. Например: «Православная теология выверена строгой классической логикой. Как в любой точной науке в богословии есть утверждения, которые принимаются истинными  без формального доказательства. В физики это постулаты, в математике это аксиомы. Постулаты богословия полагаются в основания логических построений богословской системы, также как и постулаты физики и аксиомы математики. Богословие определяет границы логике, так как есть области познания, где классическая логика не применима. В квантовой механике также есть области, где классическая логика не работает». Таким образом, недоумения представителей старой школы понятны.

В то же время, теология является одной из фундаментальных классических областей научного знания, что подтверждает история и современная мировая научная практика. Теологические факультеты существуют в крупнейших государственных университетах Европы и научных центрах США. Например, теологические факультеты Страсбургского, Оксфордского и Кембриджского университетов. Теологические факультеты существуют в государственных университетах Германии, Франции, Австрии, Италии, Испании, Греции, Сербии, Великобритании, Румынии, Болгарии и др. «В Уставе (Studienordnung) магистратуры института, в частности, сказано: «Протестантская теология в Свободном Университете Берлина понимается как научный анализ библейских, исторических, догматических и практических традиций христианской веры. Она критично и самокритично осмысляет ее содержание в свете жизни человека в Церкви и в обществе, равно как и в свете нынешних задач Церкви в мире». В России богословская наука имеет давнюю историю, которая созидалась усилиями большого числа ученых мирового масштаба. Уничтожение богословской школы в советский период отрицательно сказалось на всей сфере гуманитарных наук в России. Сегодня, по мнению многих Российских ученых отсутствие системы теологического образования, препятствует интеграции отечественной науки в общемировое научное пространство. Такова же позиция части преподавателей СВФУ главного вуза Республики. Поэтому несколько лет назад в пользу введения теологии в государственные образовательные направления высказались Президент РАН, академик Ю.С. Осипов, Президент РАО, академик Н.Д. Никандров, Ректор МГУ, Председатель Союза ректоров России, академик В.А. Садовничий, целый ряд академиков РАН. В Республике Саха (Якутия) вопрос об открытии кафедры религиоведения в 2011 г. поднимала Ректор Северо-Восточного федерального университета имени М. К. Аммосова Евгения Михайлова.

Пожалуй, никто не будет спорить, что изучение религии необходимо, и необходимо по драйву максимальной объективности. Тем более это необходимо в столичных городах. Не только для того, чтобы лучше знать философию, понимать литературу, ценить искусство. Не только потому, что последние годы отмечены ростом интереса к религии граждан России и расширяется взаимодействие государства и традиционных конфессий. А также потому, что религиозная потребность из-за недостатка знаний приводит людей в тоталитарные секты, что порой угрожает жизни граждан. Достаточно вспомнить «коварство» запрещенной литературы, которая стала причиной страшных событий, со словами в названиях книг «ислам», «исламский», и с цитатами из Корана, которые притягиваются, чтобы подтвердить экстремистские идеи. Такая литература ориентирована на «среднего», читателя именно лишенного специального образования, который воспринимает эти идеи по букве,  и полагает, что это – действительное содержание той религии, которой он следует.

Итак, изучать религию на высоком уровне – важнейшая необходимость. Неоднозначно решается вопрос в отношении размежевания с теологией и отстаивания необходимости религиоведения. В России имеются кафедры и теологии и религиоведения. Заложен фундамент двух школ. Особенностью противостояния их некоторых представителей  является то, что сегодня часть российских религиоведов настаивает на невозможности теологу быть объективным, потому что теология всегда конфессиональна, и только религиоведение как наука объективно и беспристрастно. С позиций некоторых религиоведов теология это псевдонаука, имитирующая научную деятельность, но по сути таковой не являющаяся.  В чью пользу решиться спор, покажет завтрашний день, отрадным является, на сегодня, консолидация усилий двух школ по борьбе с религиозным экстремизмом и безграмотностью.

Проректор Якутского Духовного Училища иерей Алексей Воеца.

Перейти к верхней панели