ОБРАЗ СВ.ЦАРЯ НИКОЛАЯ II В СОВРЕМЕННОЙ РУССКОЙ ИКОНЕ

Размещено | 0 комментариев

В 2000 году Юбилейный архиерейский собор РПЦ совершил прославление семьи последнего русского императора Николая Романова в чине страстотерпцев.Этому событию предшествовала длительная дискуссия в церковном сообществе: споры велись не только по принципиальному вопросу – заслуживает ли семья Романовых канонизации в сонме святых, но и по частной проблеме – в каком чине (великомучеников, страстотерпцев или просто мучеников) таковое должно произойти.1 Несмотря на то, что острая полемика с взаимными обвинениями сторон велась на страницах церковных и около церковных изданий, апологеты канонизации сразу приступили к изготовлению священных изображений императора, не дожидаясь общецерковного решения. За рамками этой статьи мы оставляем канонические проблемы этого акта. Но значительный интерес представляет отражение самой богословской дискуссии в современной русской иконописи, тем более, что, несмотря на прошедшее время после Юбилейного собора и его однозначного решения о канонизации царской семьи в чине страстотерпцев, во многих православных храмах России до сих пор размещены иконы, запечатлевшие следы острой полемики православных богословов и духовенства.

———————

1 Алферьев Е.Е. Император Николай II как человек сильной воли. Материалы для составления жития св.благочестивейшаго Царя-Мученика Николая Великаго Страстотерпца. М., 1991; Николай II: Венец земной и небесный. М., 1997; Смыслов И.В. Царский путь. Нижний Новгород, 2000.

============================================

2
Иконография царской семьи обширна. В ней прослеживаются несколько довлеющих изобразительных формул:
1. Царская семья в облачениях времен Московской Руси Х VI – ХVII вв.
2. Царская семья в одежде 1917 года – император и сын в простой военной форме, женщины в белых одеяниях.
3. Николай II в парадном императорском облачении и короне.
4. Царская семья в сонме новомучеников и исповедников Российских.В сложившейся иконографии последнего русского царя облачение и аксессуары играют значительную роль и, в отличие от привычных икон благоверных князей, несут «идейную» нагрузку.2 Наиболее традиционным является изображение царской семьи в одеждах Московской Руси.3 Этот извод распространился в стране благодаря деятельности РПЦЗ, которая канонизировала царскую семью еще в 1981 году.4 Формально у данного образа есть связь с фотографиями и портретами Романовых, посвященными 300-летию царствующего Дома. Среди них есть изображения императорской семьи и монарха в одеждах времен Московского царства.5Однако портретное сходство не являлось решающим фактором для данного извода. Идеализация Московского царства как национальной монархии, опирающейся на древние устои православного благочестия определила изобразительную стилистику иконы. Идеал московской Руси был создан еще основателем РПЦЗ митрополитом Антонием (Храповицким) и

———————-

2 Увлечение деталями является распространенной ошибкой в современной иконографии. Аксессуары вытесняют значение лика, который служит лишь предлогом для изображения всевозможной атрибутики. См.: О церковной живописи. СПб., 1998. С. 300.
3 Рисунок 1.
4 Николай II: Венец земной и небесный. М., 1997. С. 174.

5 Рисунок 2.

===========================================

3
развит его приемниками.6 Образ «третьего Рима» противостоял реальности разлагавшейся космополитичной империи, созданной при Петре Великом.7Русская монархическая идея получила дальнейшее развитие всовременной отечественной иконографии последнего царя. В московском храме Святого Николы в Пыжах находится икона, на которой император Николай II изображен рядом с патриархом Тихоном (Балавиным). Первосвятитель сжимает в руке крест, а государь держит за лезвие меч, обращенный острием к земле. Такая композиция явно отражает идею симфонии двух властей – церковной и светской.8 Важную роль в образе императора играет клинок.9 Власть – это меч. В руках царя он скорее выглядит как крест, а не холодное оружие (известно, что войны-христиане часто молились на воткнутый в землю меч как на распятие). Клинок, обращенный острием вниз, является знаком миролюбия царственного страстотерпца, его отказом от братоубийственной войны, что и является

———————

6 Фирсов С.Л. Церковь в Империи. Очерки из церковной истории эпохи Императора Николая II. СПб., 2007. С. 341; Русская Православная Церковь Заграницей 1918-1968. NY., 1968. Т. 1. С. 257.

7 Можно согласиться с наблюдением М.М.Дунаева (не ограничивая его русским средневековьем и экстраполировать его и на современность), что «концепция Москвы-Третьего Рима таила в себе некую опасность, возможность неосознаваемого соблазна: ослабление духовной крепости народного организма за счет предпочтения внешнего усиления организма государственного». См.: Дунаев М.М. Своеобразие русской иконописи. Очерки по русской культуре ХII-ХVII вв. М., 1995. С. 51.
8 Несмотря на всю противоречивость взаимоотношений Православной Церкви и государства, учение о «симфонии властей», по мнению С.Л.Фирсова «было все-таки воспринято империей». См.: Фирсов С.Л. Православная Церковь и государство в последнее десятилетие существования самодержавия в России. СПб., 1996, С. 45.

9 Меч, традиционно, не только знак царской власти, символ мученической кончины, но и образ евангельского учения. «Меч духовный» название многочисленных религиозно-полемических сочинений ХVII-XVIII вв. См.: Христианство. Энциклопедический словарь. Т. 2. С. 111.

============================================

4
аргументом, оправдывающим, с точки зрения его почитателей, отречение от престола.
Как известно, синодальный (имперский) период разрушил идеальный образ симфонии, которая в какой-то мере существовала в московский и домосковский период русской истории. Более того, икона Никольского храма имеет слабое отношение к подлинной истории: патриаршество было восстановлено спустя почти год после падения монархии, в царствование Николая этот вопрос был законсервирован.10
На наш взгляд, данный образ пытается выразить важную идею – снять противопоставление царства священству. Патриарх и Император выступают как равные соработники в деле спасения вверенного им русского народа. Тем более, известный апокриф, распространенный в монархической среде, приписывал готовность царю самому стать патриархом, а значит и восстановителем симфонии.11Иногда образ Николая облачают в одежды византийских императоров, указывая на его сходство с причисленным к лику святых Юстинианом.12 Это позволяет осмыслить фигуру русского царя во

—————————

10 Фирсов С.Л. Указ. соч., С.326.
11 Легенда о намерении Императора оставить царский престол и стать Патриархом была изложена духовным писателем Сергеем Нилусом и получила широкое распространение в монархической литературе. См.: Нилус С. На берегу Божьей реки. Записки православного. Т. II. Сан-Франциско, С.182. На самом деле, на патриарший престол предлагалось возвести Великого Князя Дмитрия Константиновича, внука императора Николая I, родившегося от его сына Константина. Дмитрий Константинович (род.1860), генерал-майор, командовал конными гренадерами, был безбрачен, известен своим благочестием и набожностью. Казнен большевиками в Петропавловской крепости в 1919 году. Мы полагаем, что здесь берет свое начало легенда о намерении Николая II предложить себя кандидатом в Патриархи. См.: Переписка архиепископа Антония (Храповицкого) с обер-прокурором П.П.Извольским в 1908 г. РГИА. Ф.1569. Оп.1. Д.34. Л.24(об).
12 Рисунок 3.

============================================

5
вселенском масштабе, вывести его за рамки племенной ограниченности. Византийские ризы императора призваны установить связь между «вторым» и «третьим Римом». Эта икона зримо воплотила идеи, заимствованные из службы Царственным страстотерпцам.13 В русской истории существовала попытка провести параллель между императором Константином Великим и крестителем Руси князем Владимиром.14 В контексте данной парадигмы последний русский царь становился «русским Юстинианом» — защитником Церкви.15

Возвращаясь к «теме меча», заметим, что это не только символ власти, призванной защищать как государство, так и Церковь от внутренних и внешних врагов (ересей, расколов, иноверия), но и орудие казни. На данный момент принято считать, что императорская семья погибла в результате расстрела в Ипатьевском доме в Екатеринбурге 17 июля 1918 года. Исследователи ведут многолетние споры о судьбе царских останков. Наряду с общепринятой версией о смерти царственных страстотерпцев от пуль, существует и другая. Речь идет о ритуальном убийстве Романовых, причем царская голова, по этой версии, была отрублена. Легенда чрезвычайно популярна в среде современных монархистов, полагающих, что глава Николая могла быть замурована или в Кремлевской стене, или в фундаменте мавзолея Ленина, или хранилась заспиртованная на Лубянке.16

————————

13 Служба святых царственных страстотерпец: Императора Николая, Императрицы Александры, Царевича Алексия, Великих Княжен Ольги, Татианы, Марии, Анастасии, от безбожныя власти избиенных. М., 2002.
14 Плюханова М. Сюжеты и символы Московского царства. СПб., 1995. С. 120.
15 «О боговенчанный царю Николае, славный слуго Церкве, хранителю ея и защитителю, избранный Богом ея покровителю, великого Юстиниана подобниче». См.: Служба святых царственных страстотерпец: Императора Николая, Императрицы Александры, Царевича Алексия, Великих Княжен Ольги, Татианы, Марии, Анастасии, от безбожныя власти избиенных. М., 2002. С.44.

16 «В журнале «Двуглавый орел» (№ 24, Париж, 1929 г., с.1145—1148) со ссылкой на немецкую газету «Вайхсель Цайтунгъ» (16 ноября 1928 г.) было напечатано сообщение

============================================

6

Эта версия была «оформлена» появлением иконы царя Николая с «усеченной главой».17 В русской иконографии мотив «усеченной главы» связан с образом Иоанна Предтечи. В церковном календаре память этого святого связана с праздниками «Усекновения» и троекратного «обретенья» его главы. Этим святым дням и была посвящена икона, изображающая лежащую на блюде голову пророка. Образ Предтечи был наполнен особым богословским содержанием: он пророк Мессии – помазанника из дома царя Давида. На некоторых царских иконах Иоанн Креститель изображен на клеймах.Образ царя Николая, явно копирующий Иоанна Предтечу, может быть рассмотрен в контексте эсхатологических чаяний современного монархизма – таковым является некое тысячелетнее русско-славянское царство.18

——————-

пастора И.Купчъ-Ризенбурга «Участь Царской главы». Сообщение это записано пастором со слов очевидца и свидетельствует, что 26 июля 1918 года был получен запечатанный кожаный чемодан, в котором находилась голова Государя. Более убедительных вещественных доказательств точного исполнения екатеринбургского злодеяния предъявить невозможно. Согласно газетному сообщению, в ночь на 28 июля голова Государя была сожжена в одном из флигелей у старого монастырского здания рядом с Архангельским собором. Уже в наше время, когда разгорелись страсти вокруг останков, Информационное агентство еженедельника «Аргументы и факты» №21 (62) от 27 января 1996 года под названием «Сенсация о Царских останках» сообщило, что «в одном из самых секретных государственных сейфов была обнаружена опись вещей… Одним из пунктов этой описи значится: «Банка с заспиртованной головой Царя Николая Второго». Согласно Шахмагонову, Председатель ВСНХ В.В.Куйбышев одному своему знакомому, ставшему потом невозвращенцем, рассказал о том, как был найден и сам сосуд с заспиртованной головой царя и как стали судить-рядить, что с ней делать. Вызвали арестантов из ОГПУ — они и замуровали голову где-то в Кремлевской стене». См.: Большаков В. Вопросы без ответов // Завтра. 1998. 14 июля.
17 Рисунок 4.

18 Знаменитый апокриф, который Н.Мотовилов приписывает св. Серафиму Саровскому гласит: «Россия сольется в одно море великое с прочими землями и племенами славянскими … Грозное и непобедимое царство всероссийское, всеславянское – Гога

============================================

7
Отрубленная голова последнего русского царя – искупительная жертва за грехи русского народа (что есть богословская ересь с точки зрения православной церкви), залог грядущего возрождения России и появления Нового Царства. Императору принадлежит в этом процессе исключительная роль и жертвы, и молитвенника за грехи народа.19 Мотив жертвы постоянно встречается в русской истории как московского, так и петербургского периодов (убийство царских сыновей).20Продолжением темы «усекновения» является образ царя Николая уже с головой в собственных руках.21 Это редкий случай в царской иконографии. Кефалофоры не часто встречаются в русской иконописи (например, св.Меркурий Смоленский). Этот мотив более распространен в западной Европе.22 Помимо изложенных выше идей, образ Николая – кефалофора, очевидно, связан с заимствованием из сербской духовной традиции. Святой Лазарь, деспотарь сербский, погибший на Косовом поле также изображен с отрубленной головой в руках. Известно, что сербский митрополит Николай (Велемирович) прямо сравнивал последнего русского царя с королем Лазарем.

Образ императора часто изображают в простой офицерской гимнастерке, обвернутый в пурпурный плащ мученика.23 Военная одежда, не стилизованная под христианскую древность — яркий пример натурализации

———————

Магога, пред ним все народы в трепете будут». См.: Россия перед вторым прешествием. Материалы к очерку русской эсхатологии. М.. 1994. С. 404.
19 На некоторых иконах царь держит свиток со словами: «Понеже точию лице его приму аще бо не его ради погубил бых убо вас: не глаголасте бо истинна раба моего». (Иов. 42. 8)
20 Плюханова М. Указ. соч., С. 165.
21 Рисунок 5.
22 «В древнерусской иконографии, в отличие от западной, не было принято изображать мучеников с головами в руках. Усеченная глава, изображаемая на русских иконах московской и новгородской школ – атрибут только Иоанна Предтечи» См.: Плюханова М. Указ. соч., С. 93.

23 Рисунок 6.

============================================

8

иконы, приближении ее к «документальному» изображению, отхода от практики житийной идеализации, возвращение в мир реальной истории. Это главная одежда царя периода заточения до казни в Екатеринбурге Гимнастерка обычного война, лишенная эполет, в тоже время несет определенную смысловую нагрузку – она подчеркивает аскетизм августейшей особы.Очень интересная икона существует в мире «альтернативного православия». На ней изображен император в «белых одеждах».24 Это традиционный цвет мученичества. Одежда святых в «Апокалипсисе» Иоанна Богослова.: «Они убелили одежды свои кровью Агнца».25 В богословском отношении – очень интересная икона. Как известно, император Николай отрекся от престола и на момент расстрела был уже не столько помазанником, сколько гражданином Романовым, «бывшим» царем.
Предыдущие иконописные изображения обходили стороной эту проблему. Считалось, что благословение патриарха Тихона – «поминать убиенного Николая Романова как царя» — было выходом из трудного положения. Создатели образа Николая II в «белых одеждах» предложили иное решение.26 По всей видимости, облачение императора — одновременно

———————-

24 Рисунок 7.
25 Откр. 7. 13 – 14.

26 Настоятель храма Царя-Мученика Николая на Головинском кладбище г.Москвы (юрисдикция РПАЦ, отколовшаяся от Московской Патрирхии и возглавляемая
лишенным сана В.Русанцовым) протоирей Михаил Ардов пишет: «Новая икона Августейшего Страстотерпца создавалась в сотрудничестве иконописце из Центра религиозной культуры и искусства «Канон» с духовенством первого в России храма во имя Царя Мученика Николая II, что на Головинском кладбище в Москве. При этом надобно заметить, все ранее написанные и распространившиеся по стране иконы Государя весьма несовершенны. Они в лучшем случае напоминают живописные портреты, а в худшем — раскрашенные фотографии, да к тому же, эти изображения не раскрывают сути подвига, который выпал на долю последнего в истории Православного Царя. Самым важным моментом в житии Августейшего Страстотерпца бесспорно является Его отречение от Престола. Люди чуждые Церкви до сих пор ставят это в упрек Государю, справедливо отмечая, что с юридической точки зрения он такого права не имел. Но христиане должны смотреть по-иному и видеть в этом поступке акт духовный. Оставленный и преданный генералами, министрами, думцами и даже некоторыми Своими родственниками, Царь сделал то, что подсказывали Ему совесть и христианский долг». См.: Сердце Царево в руце Божией. Нравственный облик Царя-Мученика Николая. М., 2006. С. 4.

=============================================

9
символ апокалиптических «последних времен», когда будет отнят «удерживающий» (царь). Царственный страстотерпец держит в руках шапку Мономаха, а на главе его уже иная «корона» — венец мученика. Это символ духовного подвига Николая II, который обменял царство земное на царство небесное.
В заключение отметим, что облачения святых всегда играли огромное значение в иконографии, они позволяли судить о том, к какому сонму таковые принадлежат. Но в случае с «царской иконой» аксессуары сыграли более важную роль, чем сам лик угодника Божьего (что было главным в древней русской иконе). С одной стороны, одежды на иконе и различная сакральная символика позволили отразить всю остроту богословской дискуссии. С другой, сделали образ императора очень личностным, а значит и хорошо узнаваемым в различных религиозных обрядах.27 В отличие от богословского трактата, икона есть непосредственный участник богослужения и еѐ присутствие в таковом означало «конец дискуссии», в желанном для заказчиков образа варианте.

—————————
27 В этом заключается один из принципиальных недостатков современной «царской иконы». По мысли М.М.Дунаева: «В соборном создании иконы, росписи – залог отсутствия индивидуальной интерпретации образа, но непременного выражения церковного учения, хотя это вовсе не означает безликости и шаблонности религиозного искусства». См.: Дунаев М.М. Указ. соч., С. 29.

Протоиерей М.Хижий, доцент Владимирского государственного университета.

Перейти к верхней панели