«Техногенные катастрофы последних времен» «Природные катаклизмы»

Размещено | 0 комментариев

Владимирская епархия

Свято-Троицкий храм

г. Гусь-Хрустальный

Конкурсная работа

Тема 1: «Техногенные катастрофы последних времен»

Тема 2: «Природные катаклизмы»

Выполнили: Студенка ГПДУ Елисеева Диана;

ученица Воскресной школы Свято-Троицкого храма

                                                                         Пахомова Александра

Гусь-Хрустальный

2012 г.

 Чимабуэ--Фрески-верхней-церкви-Сан-Франческо-в-Ассизи,-южный-поперечный-неф,-сцена--Апокалипсис,-деталь--Ангел-(Откр.-20-1-13)

 

Содержание

 

Введение

1.         Техногенные катастрофы последних времен.………….6

1.1.      Бог благ и только благое творит ……………………………6

1.2.      Информационная справка……….…………………………………………….7

1.3       Фукусима – как предупреждение для всех…………………………….8

1.4.      Жертва во имя жизни……………………………………………………………12

1.5.      Чернобыльская авария…………………..…………………………………….13

1.6.      Взгляд из Беларуси……………………………………………………………….27

1.7.      Бог посылает нам бедствия, чтобы разбудить нас!!!……………..37

1.8.      Чему нас учат техногенные катастрофы………………………………38

1.9       Список используемой литературы……………………………………….38

2          Природные катаклизмы — аномальная жара…………………………..40

2.1.      Аномальная жара 2010 года………………………………………………..41

2.2.      1972 год в Гусь-Хрустальном………………………………………………43

3          Последние времена – повод задуматься о вечном …………………47

4          Список используемой литературы………………………………………..49

Введение

Кара Божия или природный катаклизм?

 Каждый день в сводках мировых новостей появляется информация о произошедшей где-нибудь катастрофе. Наводнения лишают людей крова и пищи. Аварии на атомных станциях заставляют тысячи людей мчаться в аптеку за бесполезным в таких случаях йодом. Сообщения о часто падающих самолетах не дают нам спокойно спать. В маленьких островных государствах Океании, Тувалу и Токелау, разыгрывается настоящая трагедия – не хватает питьевой воды.

  Даже у самого закоренелого скептика, нет-нет, да и появляется сомнение: может, это все неспроста – сколько можно издеваться над природой? А может, это действительно кара Божия, посылаемая Создателем на головы людские?  Нам захотелось найти ответы на эти непростые вопросы. Как правильно с точки зрения православного христианина реагировать на все происходящее?

Поэтому мы обратились ко многим источникам информации. Начали со Священного Писания, рассматривали предсказания святых отцов, читали статьи в Интернете, брали интервью у знакомых — очевидцев некоторых интересующих нас событий. И на вопрос, который возникал у нас на протяжении всей работы, почему Бог попускает эти трагедии, которые приносят столько страданий и бед, старались найти ответ.

«… Также услышите о войнах и о военных слухах. Смотрите, не ужасайтесь, ибо надлежит всему тому быть, но это еще не конец:
 ибо восстанет народ на народ, и царство на царство; и будут глады, моры и землетрясения по местам;  все же это — начало болезней..»[1]

 Известный русский философ и психолог Семен Людвигович Франк писал: «“Объяснить” зло значило бы “обосновать” и, тем самым, “оправдать” зло. Но это противоречит самому существу зла, как тому, что неправомерно, чего не должно быть. Единственно правомерная установка в отношении зла есть — отвергать, устранять его, а никак не “объяснять” и тем самым “узаконить“ и “оправдывать” его».[2]

Мы в том числе проанализировали и  3 ярких трагических события, которые описаны в Священном писании: Всемирный Потоп, Гибель Содомы и Гоморры и пример мучений многострадального Иова. Эти события все трагичны, везде присутствует страдания людей, но они имеют разные причины.

  В Библии есть эпизод, когда к многострадальному Иову, в одночасье потерявшему все, что у него было — детей, имение, здоровье — пришли друзья. Потрясенные трагизмом открывшейся им картины, они ужаснулись … (Иов 2:13) и по прошествии семи дней, друзья попытались объяснить причины происшедшей беды грехами Иова. И оказались в этом настолько неправы, что Сам Бог обличил это их рассуждение.

 И вдвойне печально выглядят подобные попытки, когда объяснения носят религиозный характер. Да, мы знаем из Священного Писания, что грех рождает страдание и смерть. Но если мы возьмем на себя смелость сделать из этого знания некую универсальную формулу, автоматически выводящую любое страдание из личных грехов пострадавшего, тогда нам неизбежно придется присоединиться к друзьям Иова, обличавшим праведника в грехах, которые тот не совершал. Или аналогичным же образом попытаться объяснить страдания Христа, душевную муку Богородицы на Голгофе, истязания апостолов и мучеников.

Для себя мы сделали вывод, что каждый из нас должен жить, как если бы он был одним из последних, который может спасти свой город, свой народ подвигом веры и личного благочестия, как не истребил народ Божий с лица земли во времена пророка Илии, потому что было в нем семь тысяч неведомых пророку человек, сохранивших веру в Истинного Бога!

Решение этого вопроса – личный удел каждого.

 

  1. 1.     Техногенные катастрофы последних времен

«Бог  есть любовь (1Ин 14:16) и любовь эта будет всё во всём»

(1Кор 15:28)

 

«…Неужели Бог любви, возвещённый Христом, будет бесконечно карать за грехи временной жизни? Неужели могущество зла столь велико ,что оно будет существовать даже тогда, когда «во всём» воцарится Господь?» (прот. Александр Мень.)[3]

1.1.         Бог благ и только благое творит

  Христос не стирает с лица земли города вместе с их жителями, напротив- укрощает бурю, смертельно испугавшую галилейских рыбаков. Не обрушивает на головы еретиков-самарян огонь с неба, но — запрещает своим ученикам думать о Нём в ветхозаветных категориях: «…и вошли в селение Самярянское, чтобы приготовить для него; но там не приняли Его, потому что Он имел вид путешествующего в Иерусалим. Видя то, ученики Его сказали: Господи, хочешь ли, мы скажем, чтобы огонь сошёл с неба и истребил их? Но Он, обратившись к ним, запретил им и сказал: не знаете, какого вы духа; ибо Сын Человеческий пришёл не губить души человеческие, а спасать. И пошли в другое селение. (Лк 9:52-56).

     Но что же делать Богу с теми, кто не хочет быть с Ним и в Нём? За шиворот и в рай? Уничтожить? Покарать? Господь не идёт ни по одному из указанных путей, и именно потому, что любит своё творение, даже после того, как оно отверглось Его. «Бог, по причине присущей Ему благости и милосердию, не ради имущих стать по своей воле дурными допустил благим придти в бытие, но ради благих сотворил и имеющих стать дурными» (св. Григорий Палама.)[4]

 Может ли Творец и Спаситель человечества одновременно являться его же убийцей? Развернутым ответом на такой вопрос можно считать рассуждение преподобного Антония Великого: «Бог благ и бесстрастен и неизменен. Если кто, признавая благосклонным и истинным то, что Бог не изменяется, недоумевает, однако, как Он, будучи таков, о добрых радуется, злых отвращается, на грешников гневается, а когда они каются, является милостив к ним, то на сие надо сказать, что Бог не радуется и не гневается, ибо радость и гнев суть страсти. Нелепо думать, чтобы Божеству было хорошо или худо из-за дел человеческих. Бог благ и только благое творит. Вредить же никому не вредит, пребывая всегда одинаковым». [5]

1.2.         Информационная справка

«АЭС Фукусима расположенная в городе Окума в уезде Футаба префектуры Фукусима. До аварии 2011 года, её шесть энергоблоков, мощностью 4,7 ГВт, делали Фукусиму-1 одной из 25 крупнейших атомных электростанций в мире. Фукусима-1 — это первая АЭС, построенная и эксплуатируемая Токийской энергетической компанией (TEPCO). Расположенная в 11,5 км южнееАЭС Фукусима-2 также эксплуатируется компанией TEPCO.  

11 марта 2011 года в результате сильнейшего за время наблюдения землетрясения в Япониипроизошла радиационная авария с локальными последствиями, по заявлению японских авторитетных лиц — 4-го уровня в момент начала аварии по шкале INES[6].Впоследствии степень тяжести аварии был повышена до 5 уровня (18 марта, авария с широкими последствиями, а затем до 7 уровня (12 апреля крупная авария по шкале INES.)

По состоянию на март 2012 года, ликвидация последствий аварии всё ещё продолжается. По планам компании ТЕРСО, со временем над блоками № 1, № 3 и № 4 должны появиться защитныебетонные саркофаги, которые будут препятствовать утечкам радиации в атмосферу

Согласно данным по состоянию на март 2012 года, жертвами землетрясения и последовавшего за ним цунами стали 15854 человека, еще 3167 человек до сих пор числятся пропавшими без вести. В настоящее время власти Японии готовятся официально признать их погибшими. Более 350 тысяч японцев лишились крова.

 Подземный толчок магнитудой 9,0 привел к многочисленным разрушениям и вызвал волну цунами, высота которой на отдельных участках побережья страны достигала 40 метров. Стихия уничтожила несколько городов, а также привела к аварии на АЭС «Фукусима-1», которая, в свою очередь, вызвала  загрязнение обширных территорий радиоактивными веществами, вследствие чего только из 20-километровой зоны вокруг АЭС пришлось эвакуировать около 80 тысяч человек.

 

1.3.         Фукусима – как предупреждение для всех

Нет ли у вас ощущения, что многострадальная природа в конце концов начинает нам подсказывать, что у нее кончается терпение. Подсказывает разными способами. Неприятными. Я бы даже сказала — катастрофическими. Но — подсказывает.          

Высказываются мнения, что эти испытания посланы японскому народу за грехи. Думать, что они плохие, а не думать о том, как им помочь – это не по-христиански. Тем более, что в Священном Писании Господь указывает, как Он смотрит на подобные события: «Или думаете ли, что те восемнадцать человек, на которых упала башня Силоамская и побила их, виновнее были всех, живущих в Иерусалиме? Нет, говорю вам, но, если не покаетесь, все так же погибнете». Это призыв Бога ко всему миру, от Бога отошедшего и отвергшегося. Это взгляд Божий, а не человеческий – греховный, ограниченный, осуждающий.

Разве Христос был распят в наказание? Если мы будем говорить «это им за грехи», то к своему греху безбожия мы добавляем ещё и грех осуждения, как будто мы их лучше.

    Авария на АЭС «Фукусима,  для всех призыв природы – вздрогнуть и опомниться. Если опомнимся и покаемся пред Богом – то тогда не погибнем. Это все тревожно, и требует от нас, от Церкви, от верующих, от всех здравомыслящих людей, напряженного усилия для решения этих сногсшибательных проблем. В буквальном смысле сногсшибательных.

  Эту катастрофу сравнивают с чернобыльской. Но, по-видимому, японская трагедия по своим губительным последствиям значительно масштабнее чернобыльской. Многострадальная природа сильнее  заставляет нас переосмыслить свою жизнь, свое отношение к Богу и к окружающему нас миру.

В Апокалипсисе в 3-ей главе Ангел говорит: «Ибо ты говоришь: «я богат, разбогател и ни в чем не имею нужды»; а не знаешь, что ты несчастен, и жалок, и нищ, и слеп, и наг».

   Вот суть нашей бездуховной цивилизации, которая пытается строить себя без Бога. Эти слова, которые Господь обращает к Лаодикийской церкви, нужно обратить к себе. Думаешь, что ты богат и ни в чем не нуждаешься? Ошибаешься.

   Цивилизация без Бога богатеющая демонстрирует свою слабость и нищету в прямом и переносном смысле. Святитель Николай Сербский проводит очень глубокую мысль: «Чем больше богатство без Бога, тем больше нищета. Чем больше знаний без Бога, тем больше пустота. Только Бог дает человеку богатство и мудрость. Мир без Бога производит нищих и глупцов»[7]

Очень интересно пишет об этом диакон Владимир Василик, он работает над докторской диссертацией, в которой имеется раздел с, казалось бы, таким далеким от современности названием «Отражение стихийных бедствий в византийской гимнографии»: «Автор не мог ничего знать о страшном землетрясении и цунами в Японии. И вдруг далекое преданье на наших глазах стало явью: машины, которые страшная стихия несет, как ореховую скорлупу, двухэтажные дома, сметаемые водой как игрушечные домики, целые поезда и корабли, поглощаемые бездной.

Передо мною Церковная История Иоанна Эфесского (VI век). Склоняюсь над витиеватыми сирийскими строчками. Перевожу. И возникает страшная картина землетрясения и наводнения, происшедшего в 551 году в Финикии (современный Ливан):

«В лето 870 греческого исчисления произошло великое землетрясение и обрушился Бейрут, а также города многие на побережье моря и деревни в Галилее, Аравии, а также в Палестине и в доме Шемрон (т.е. – в Самарии). И море вышло из своих пределов и отступило на две мили по всей Финикии. И сильное бедствие, и великие знамения и чудеса, бывшие в граде Бейруте финикийском, когда было землетрясение, и пали города, мы захотели сделать знаком предупреждения для тех, кто будет после вас.

Когда было сильное землетрясение с небес, то море отступило и удалилось от Бейрута града и от прочих городов на берегу моря Финикии по повелению Бога на расстояние примерно две мили. И открылись ужасные глубины моря, и явились в нем зрелища великие и многие и удивительные. И приготовленные корабли, наполненные многими товарами, и они были привязаны в гаванях и во время ухода моря от земли остались на дне. И они сокрушились и разбились, когда оставило их море и ушло по повелению Господа. И тогда по повелению тайному пучина моря ужасная обрушилась, чтобы вернуться на свое первоначальное место, и покрыла, и погребла в глубине своей в низу бездны всех тех несчастных. Ведь они устремились, чтобы найти богатство в глубине бездны и по образу Фараона канули в пучину и потонули как камень, как и написано (Исх. 15, 4). И устремил на них Господь воды морские, когда исполнился поток и вернулся к первой полноте. Те, кто были еще на краю берега, спешили спуститься, но ближайшие к земле выбежали на берег, когда они увидели, что пучина возвращается на свое первоначальное место. Но когда им удалось бежать, как от охотников, произошло страшное землетрясение, которое перевернуло дома в городах и, особенно в Бейруте. Пали они и сокрушили тех, кто бежал из моря. И не осталось ни одного человека из них. Но море поднималось против них сзади, а землетрясение разрушало город пред ними».

В течение ряда лет японская промышленность не сможет работать на полную мощность, и её место на рынке займут конкурирующие компании из Кореи, Тайваня или Китая. Кризис геологический превратился в кризис, который станет и экономическим, и политическим, и социальным, и так далее. Но если руководствоваться страстью к наживе, то с безрассудными от алчности народами и государствами может повториться то, что произошло когда-то в Финикии, а теперь в Японии.

Геологи наблюдают за движением тектонических плит давно – напряжения в земной коре и вызываемые ими землетрясения – это ожидаемые явления, но никто не знает, когда они произойдут, где и с какой силой. Но вот что такие же разломы, такие же движения тектонических плит происходят сейчас в районе Калифорнии, и в Америке в напряжении ждут, когда-то у них произойдет землетрясение. Возможно, удар будет примерно такой же силы. Но факт в том, что нет времени размышлять – каяться или не каяться.[8]

В Японии национальная катастрофа, а Ливию бомбят европейские самолёты. Полное умопомрачение и непонимание истинных корней происходящих событий, того, что происходит в мире. Вот это страшно. Фукусима для всех нас призыв – вздрогнуть и опомниться. Если опомнимся и покаемся пред Богом – то тогда не погибнем. Это все тревожно, и требует от нас, от Церкви, от верующих, от всех здравомыслящих людей, напряженного усилия для решения этих сногсшибательных проблем. В буквальном смысле сногсшибательных.

  Японцев постигло стихийное бедствие, не потому что они хуже нас, а потому что Господь дает нам возможность учиться на чужом примере. А если не научимся, тогда не на кого будет пенять. Фукусима – это грозное предупреждение Божие современной цивилизации, которую ее безбожие и безнравственность приводят на грань катастрофы.

   Несчастье, которое переживает японский народ, вызывает только чувство жалости и сострадания. По скольким людям это ударило непосредственно, ведь у каждого есть родственники и друзья? Сколько людей в мучениях умерли? Чьи-то страдания были краткими, а кто-то под развалинами лежал, часами истекал кровью и так и не дождался помощи. Мы, сытые и довольные, знаем, что завтра будет и свет, и тепло, и еда и все будет хорошо, а там более 27 000 погибло и пропало без вести. Это настоящая национальная трагедия.

 

1.4.         Жертва во имя жизни

 

—  Способность жертвовать собой — это высшее проявление любви по Евангельскому слову. Тому, кто поступает так, прощаются все грехи. Его Бог сразу принимает в свое Небесное Царство. Это подобно предсмертному Крещению, которое омывает грехи согрешившего. Есть какая-то внутренняя пружина, которая двигает человеком; и эта пружина не связана ни с его образованием, ни с его положением — она связана с его воспитанием.

 Православная Церковь  считает, что в аварии “присутствовал перст Божий, ибо ликвидация этой катастрофы стала великим нравственным подвигом для тысяч людей.[9] 

Ситуация с аварией на Фукусиме сложилась так, что трагедию можно остановить только если кто-то пожервует своей жизнью или здоровьем, проникнет на станцию и наладит систему охлаждения.

Для нас примером должны являться 50 неизвестных добровольцев, которые занимаются охлаждением реактора Фукусима, и не покидают атомную электростанцию, несмотря на смертельно опасный уровень радиации и бушующий там пожар.

Их имен не знает никто. Их мужеству нет предела.

Пятеро погибли, 22 получили тяжелые ранения, двое пропали без вести. Но их по-прежнему 50. Их 50, и они последняя линия обороны между ядерным апокалипсисом и Японией, а может быть — и всем человечеством. Несмотря на тихую, но смертельную радиацию, несмотря на бушующий и тоже смертоносный пожар, эти 50 не покидают атомную электростанцию в Фукусиме. Они ползают по лабиринтам сложнейших конструкций в абсолютной мгле, скупо освещаемой их ручными фонарями, прислушиваясь к периодическим взрывам водородного газа, который, ускользая из поврежденных реакторов и вступая в контакт с воздухом, оглушает всю окрестность.

   Часть этих людей добровольцы, часть остались на станции по приказу. Но всех их объединяет подвиг самопожертвования. По словам одного из них, ими движет долг, который велит оставаться на месте и выполнять свою работу. Прежде чем заступить на смертоносную вахту, они попрощались со своими родными и близкими.

1.5.         Чернобыльская авария

   Конечно, и озоновые дыры, и дефицит пресной воды, и глобальное потепление, с религиозной точки зрения, можно считать наказанием Божиим за людское сребролюбие, сластолюбие и славолюбие (которые, собственно, и являются стимулом сегодняшнего безудержного развития материального производства и потребления). Но вот вопрос: если алкоголик сгорел заживо на собственном матрасе, который он спьяну поджег непотушенной сигаретой, то можно ли считать такую смерть — наказанием от Бога? Наверное, все же разумнее предположить, что Бог просто предоставил ему возможность следовать собственной греховной воле, в которой он так упорствовал всю жизнь, и которая его в конце концов убила.

 Поступая вопреки замыслу Божию о нас, мы пожинаем горькие плоды этого насилия над собственным естеством.

  И один из наиболее горьких плодов, оставивший глубокие раны в душах и памяти русского, украинского и белорусского народа,- это авария на Чернобыльской Атомной Электростанции.

Я сама из Беларуси, и мне тема Чернобыля близка. Из глубин душевных вырываются слова и вместе с ними слезы плача о горе Чернобыля. Воистину горька полынь! Горькой оказалась и участь людей, столкнувшихся с этой бедой: и в первый ее огненный день, и в последующие дни, когда вступили они в единоборство с демонической стихией; и поныне опаляет она все живое мертвящим излучением, приводя нам на память египетские казни. И мне хочется раскрыть  эту тему: примеры мужества и героизма, что было сокрыто от народа,  и как происходило на самом деле.

Той чарнобыльскай ноччу

Той чарнобыльскай ноччу,
Як у жудасным сне,
Напамінам прарочым
Скаланула мяне —
Бліскавіцай урану можна свет спапяліць.
І пякельнаю ранай
Мне Чарнобыль баліць.

Больш не радуюць кветкі
І не клічуць грыбы.
Не магу я
Быць гэткім,
Як да гэтага быў.
Роздум змрочным тыранам
Будзе роспач цвяліць.
Незагойнаю ранай
Мне Чарнобыль баліць.

Што пакіну я ўнуку?
Што я сыну скажу?
На людзей і навуку
Я іначай гляджу.
І віной дараванай
Гора не адбяліць.
Невылечнаю ранай
Мне Чарнобыль баліць.

Як ва ўсім разабрацца
Нам без жудасных сноў,
Каб агонь радыяцый
Не ўзвіхурыўся зноў,
Каб не слалі праклёну
Нам ні лось, ні мядзведзь?..
Будзе,будзе да скону
Мне Чарнобыль балець…[10]

 

Кто виноват в сей трагедии? Кто не досмотрел, кто растерялся, кто скрыл происшедшее, недооценив сокрытой опасности?

Наверное, повинны многие, если не все. Повинно в сем грехе всё поколение атомного века; повинно перед Творцом, ибо не исполнил человек заповедь Божию об обладании, владении и хранении земли, но вторгся во святая святых. Экологическая проблема — это тоже проблема греха, нераскаянного греха. В Книге Откровения сказано: «И рассвирепели язычники; и пришел гнев Твой и время судить…и погубить губивших землю» (Откр. 11,18). То хищническое отношение к земле, которое бытует в современном обществе, не выдерживает библейской критики. Священное Писание научает нас именно береженому отношению к плодородному слою. Но мы не учимся!!!

«Есть в нашем времени нечто общее со временем первых христиан», — сказал на одной из своих проповедей оптинский схиигумен Илий. И это общее не только в том, что XX век, как и первый, восстал на Христа, обагрив землю кровью мучеников. Общее есть и в ином — сегодня мало тех, кто впитал в себя веру с молоком матери. Многие поздно пришли к Богу, и обрели его порой на краю погибели, испытав уже измученной душой весь ужас жизни без Бога и безумие богоборчества.

Во все времена потрясений ветхих и новых эпох всегда звучал голос пророков, призывающий свой народ к покаянию.

   В принципе, в тяжелых последствиях виноват обычный работяга с кувалдой. Когда операторы допустили ряд неверных действий, и давление стало расти, защита не работала, и ее отключили. Чтобы убрать лишнее давление, было решено послать слесаря, который должен был открыть люк, через который спустить давление путем выброса в атмосферу образовывающихся газов. Заражение было бы, но очень небольшое и локальное. Слесарь взял ключи, кувалду, и начал откручивать гайки. Когда уже из-под крышки начало травить, одна гайка не «захотела» отворачиваться. И он применил кувалду. По ТБ на атомных станциях можно применять кувалды только из нержавейки — они при ударе не искрят. А он взял обычную кувалду. А так как из-под крышки шла гремучая смесь водорода с кислородом — она взорвалась. Взрывом сорвало мостовой кран, он упал на крышку реактора, та треснула, и…

   Господь мог и остановить руку оператора, который, управляя реактором, и совершил страшную ошибку, последствие которой — авария  – но здесь Господь по милости попустил бедствие. И думать, что это Бог мстит людям за их беззакония или карает за их прегрешения «человек согрешил — Бог его покарал»-  можно только с позиции языческих религий, но  никак не из тех представлений о Боге, которые открыты в Евангелии.

 Авария на Чернобыльской атомной станции произошла 26 апреля 1986 года из-за взрыва в четвертом энергоблоке. Радиоактивному загрязнению подверглись огромные площади России, Украины, Белоруссии, стран Европы.

В 1:24 ночи на пульт дежурного ВПЧ-2 по охране ЧАЭС поступил сигнал о возгорании. К станции выехал дежурный караул пожарной части (на ЗИЛ-131, который возглавлял лейтенант внутренней службы Владимир Павлович Правик. Из Припяти на помощь выехал караул 6-й городской пожарной части, который возглавлял лейтенант Виктор Николаевич Кибенок. Руководство тушением пожара принял на себя лейтенант В. П. Правик. Его грамотными действиями было предотвращено распространение пожара. Были вызваны дополнительные подкрепления из Киева и близлежащих областей.

Из средств защиты у пожарных были только брезентовая роба (боёвка), рукавицы, каска. Звенья ГДЗС были в противогазах КИП-5. К 4 часам утра пожар был локализован на крыше машинного зала, а к 6 часам утра был затушен. Всего принимало участие в тушении пожара 69 человек личного состава и 14 единиц техники. Наличие высокого уровня радиации было достоверно установлено только к 3:30, так как из двух имевшихся приборов на 1000 Р/ч один вышел из строя, а другой оказался недоступен из-за возникших завалов. Поэтому в первые часы аварии были неизвестны реальные уровни радиации в помещениях блока и вокруг него. Неясным было и состояние реактора.

Пожарные не дали огню перекинуться на третий блок (у 3-го и 4-го энергоблоков единые переходы). Вместо огнестойкого покрытия, как было положено по инструкции, крыша машинного зала была залита обычным горючим битумом. Примерно к 2 часам ночи появились первые поражённые из числа пожарных. У них стала проявляться слабость, рвота, «ядерный загар». Помощь им оказывали на месте, в медпункте станции, после чего переправляли в городскую больницу Припяти. 27 апреля первую группу пострадавших из 28 человек отправили самолетом в Москву, в 6-ю радиологическую больницу. Практически не пострадали водители пожарных автомобилей.

В первые часы после аварии, многие, по-видимому, не осознавали, насколько сильно повреждён реактор, поэтому было принято ошибочное решение обеспечить подачу воды в активную зону реактора для её охлаждения. Для этого требовалось вести работы в зонах с высокой радиацией. Эти усилия оказались бесполезны, так как и трубопроводы, и сама активная зона были разрушены. Другие действия персонала станции, такие как тушение очагов пожаров в помещениях станции, меры, направленные на предотвращение возможного взрыва, напротив, были необходимыми. Возможно, они предотвратили ещё более серьёзные последствия. При выполнении этих работ многие сотрудники станции получили большие дозы радиации, а некоторые даже смертельные.

В результате аварии из сельскохозяйственного оборота было выведено около 5 млн га земель, вокруг АЭС создана 30-километровая зона отчуждения, уничтожены и захоронены (закопаны тяжёлой техникой) сотни мелких населённых пунктов.

Перед аварией в реакторе четвёртого блока находилось 180—190 т ядерного топлива (диоксида урана). По оценкам, которые в настоящее время считаются наиболее достоверными, в окружающую среду было выброшено от 5 до 30 % от этого количества. Некоторые исследователи оспаривают эти данные, ссылаясь на имеющиеся фотографии и наблюдения очевидцев, которые показывают, что реактор практически пуст. Следует, однако, учитывать, что объём 180 т диоксида урана составляет лишь незначительную часть от объёма реактора. Реактор в основном был заполнен графитом; считается, что он сгорел в первые дни после аварии (324 дня). Кроме того, часть содержимого реактора расплавилась и переместилась через разломы внизу корпуса реактора за его пределы.

Кроме топлива, в активной зоне в момент аварии содержались продукты деления и трансурановые элементы — различные радиоактивные изотопы, накопившиеся во время работы реактора. Именно они представляют наибольшую радиационную опасность. Большая их часть осталась внутри реактора, но наиболее летучие вещества были выброшены наружу, в том числе:

  • все благородные газы, содержавшиеся в реакторе;
  • примерно 55 % иода в виде смеси пара и твёрдых частиц, а также в составе органических соединений;
  • цезий и теллур в виде аэрозолей.

Суммарная активность веществ, выброшенных в окружающую среду, составила, по различным оценкам, до 14·1018 Бк(примерно 38·107 Ки), в том числе

  • 1,8 ЭБк иода-131;
  • 0,085 ЭБк цезия-137;
  • 0,01 ЭБк стронция-90;
  • 0,003 ЭБк изотопов плутония;
  • на долю благородных газов приходилось около половины от суммарной активности.

Загрязнению подверглось более 200 тыс. км², примерно 70 % — на территории Белоруссии, России и Украины. Радиоактивные вещества распространялись в виде аэрозолей, которые постепенно осаждались на поверхность земли. Благородные газы рассеялись в атмосфере и не вносили вклада в загрязнение прилегающих к станции регионов. Загрязнение было очень неравномерным, оно зависело от направления ветра впервые дни после аварии. Наиболее сильно пострадали области, в которых в это время прошёл дождь. Большая часть стронция и плутония выпала в пределах 100 км от станции, так как они содержались в основном в более крупных частицах. Иод и цезий распространились на более широкую территорию.

Относительный вклад различных изотопов в радиоактивное загрязнение после аварии.

С точки зрения воздействия на население впервые недели после аварии наибольшую опасность представлял радиоактивный иод, имеющий сравнительно малый период полураспада (восемь дней) и теллур. В настоящее время (и в ближайшие десятилетия) наибольшую опасность представляют изотопы стронция и цезия с периодом полураспада около 30 лет. Наибольшие концентрации цезия-137 обнаружены в поверхностном слое почвы, откуда он попадает в растения и грибы. Загрязнению также подвергаются насекомые и животные, которые ими питаются. Радиоактивные изотопы плутония и америция сохранятся в почве в течение сотен, а возможно и тысяч лет, однако их количество невелико (, с. 22). Тем не менее некоторые эксперты считают, что проблемы, связанные с загрязнением трансурановыми элементами, требуют дополнительного изучения. В результате бета-распада Pu-241 на радиоактивно загрязнённых территориях происходит образование америция-241. В настоящее время вклад Am-241 в общую альфа-активность составляет 50 %. Рост активности почв, загрязнённых трансурановыми изотопами, за счёт Am-241 будет продолжаться до 2060 года и его вклад составит 66,8 %. В частности, в 2086 году альфа-активность почвы на загрязнённых плутонием территориях Республики Беларусь будет в 2,4 раза выше, чем в начальный послеаварийный период.

    В городах основная часть опасных веществ накапливалась на ровных участках поверхности: на лужайках, дорогах, крышах. Под воздействием ветра и дождей, а также в результате деятельности людей, степень загрязнения сильно снизилась и сейчас уровни радиации в большинстве мест вернулись к фоновым значениям. В сельскохозяйственных областях в первые месяцы радиоактивные вещества осаждались на листьях растений и на траве, поэтому заражению подвергались травоядные животные. Затем радионуклиды вместе с дождём или опавшими листьями попали в почву, и сейчас они поступают в сельскохозяйственные растения, в основном, через корневую систему. Уровни загрязнения в сельскохозяйственных районах значительно снизились, однако в некоторых регионах количество цезия в молоке всё ещё может превышать допустимые значения. Это относится, например, к Гомельской и Могилёвской областям в Белоруссии, Брянской области в России, Житомирской и Ровненской области на Украине.

Дозы облучения

Средние дозы, полученные разными категориями населения
Категория Период Количество, чел. Доза (мЗв)[11]
Ликвидаторы 1986—1989 600 000 около 100
Эвакуированные 1986 116 000 33
Жители зон со «строгим контролем» 1986—2005 270 000 более 50
Жители других загрязнённых зон 1986—2005 5 000 000 10—20

     Значительному загрязнению подверглись леса. Из-за того, что в лесной экосистеме цезий постоянно рециркулирует, а не выводится из неё, уровни загрязнения лесных продуктов, таких как грибы, ягоды и дичь, остаются опасными. Уровень загрязнения рек и большинства озёр в настоящее время низкий. Однако в некоторых «замкнутых» озёрах, из которых нет стока, концентрация цезия в воде и рыбе ещё в течение десятилетий может представлять опасность.

   Загрязнение не ограничилось 30-километровой зоной. Было отмечено повышенное содержание цезия-137 в лишайнике и мясе оленей в арктических областях России, Норвегии, Финляндии и Швеции.

   18 июля 1988 года на территории Белоруссии, подвергшейся загрязнению, был создан радиационно-экологический заповедник. Наблюдения показали, что количество мутаций у растений и животных хотя и выросло, но незначительно, и природа успешно справляется с их последствиями. С другой стороны, снятие антропогенного  воздействия положительно сказалось на экосистеме заповедника и влияние этого фактора значительно превысило негативные последствия радиации. В результате природа стала восстанавливаться быстрыми темпами, выросли популяции животных, увеличилось многообразие видов растительности.

    До аварии в городе проживало 12,5 тысяч человек. В Чернобыль ( 19 км от ЧАЭС), в отличие от  Припяти (3 км), возвращаются люди, и проживают работники учреждений и предприятий Зон отчуждения и безусловного гарантированного отселения Чернобыльской АЭС и самосёлы. Они получают менее 1 мЗв в год сверх естественного фона

   Припять была построена в 1970 году всего в трех километрах от атомной станции, чтобы жившим в городе сотрудникам ЧАЭС удобно было добираться до работы. Эта близость и погубила город: здесь радиационный фон так высок, что жить совершенно невозможно.

   Уже 21 год, как в город ядерщиков Припять строжайше запрещен въезд: катастрофа 1986 года сделала город опасным для людей. Лишь мародеры и прочие искатели приключений проникают в Зону.

   Чернобыльская тишина…

   Пустые дома, заросшие мелким, сорным лесом и оплетенные джунглями плюща. Десятки, сотни пустых домов. Если окна закрыты ставнями, дом похож на покойника с закрытыми глазами. А если ставни распахнуты и оконные проемы зияют пустотой, тогда это похоже на предсмертный крик. Машин здесь практически нет, и поэтому стоит полная тишина, нарушаемая только пением птиц, от которого становится еще жутче.

    В наши дни многие «блогеры» делятся своими детскими воспоминаниями о той атомной весне 1986 года..

     Никогда из памяти нашей не должны изгладиться примеры героизма, подвига, мужества, жертвенности ликвидаторов (преодолевали катастрофу не только украинцы, но и белорусы и россияне, мужественно подставляя друг другу плечо и не спрашивая ни о национальной принадлежности, ни об убеждениях).

  …Вот уже 25 лет длится долгое эхо Чернобыля… Для Чернобыльской АЭС и для всего мира время разделилось на До 26 апреля 1986 года и ПОСЛЕ…До – теплая украинская весна, цветущая Припять, веселая мелюзга в детских садах, школьники, радующиеся скорым летним каникулам…ПОСЛЕ – Черная быль.

Вот одно из воспоминаний, которое посвящается памяти вертолётчиков, первыми проявившие мужество и героизм  в ликвидации взрыва:

Из воспоминаний сына ликвидатора чернобыльской катастрофы:

    …Я помню 1 мая 1986 года, когда в нашей московской квартире внезапно зазвонил телефон. Папа снял трубку, несколько секунд молчал, затем произнес только одно слово: «Есть!» И, обращаясь к маме, сказал: «Света, где там мой «тревожный чемоданчик?» Я помню глаза мамы… Мы ждали этого звонка. Папа был военным экспертом по вертолетам, по тем самым МИ-8 и МИ-6, которые первыми приняли участие в ликвидации катастрофы. Вертолеты появились над Припятью уже 27 апреля на восходе солнца. Правительственная комиссия поставила перед летчиками задачу забросать аварийный реактор с воздуха защитным слоем песка, затем песок был заменен свинцом, бором, кадмием и различными другими материалами. Такие рекомендации дали сомневающиеся и растерянные ученые-ядерщики — рекомендации, мягко говоря, спорные. Активное наращивание слоя песка вызвало рост температуры на аварийном энергоблоке. Свинец при температуре в реакторе свыше 4000 С мгновенно возгонялся и в виде окислов вместе с другими радиоактивными элементами распространялся по огромной территории Украины, Белоруссии, России. Это были первые попытки усмирить реактор. Вертолетчики героически справились с поставленными задачами, к 6 мая 1986года выброс радиации резко уменьшился. Но цена, которую они за это заплатили, оказалась страшной! С самого начала операции по «спасению» реактора экипажи вертолетов были обречены! Подходы к реактору с воздуха были опасны – мешала высокая вентиляционная труба разрушенного четвертого блока АЭС. К тому же машина над эпицентром просто проваливалась вниз на 20–30 м. т.к. из-за высокой температуры воздуха в этом месте резко падала подъемная сила вертолета. Для осуществления сброса песка необходимо было зависнуть над реактором на несколько минут. Борттехник, привязанный в грузовой кабине тросом, подтаскивал мешок к открытой двери, высовывался наружу и, заглядывая в ядерный кратер, целясь глазом, сбрасывал мешок за мешком. Шесть-семь мешков за раз! Невыносимая жара, перенапряжение! После вылетов у борттехников случались приступы рвоты. Это был адский труд. Это потом уже пришла идея использовать на подвесках тормозные парашюты, в которые удавалось загружать до 1,5 тонн мешков. Доза, которую за один вылет получали вертолетчики, составляла от 20 до 80 рентген. А сколько было тех вылетов! В первые дни у летчиков не было даже респираторов! Таблетки йодистого калия никому не давали, да никто их и не спрашивал. С виду город как город… только мертвый… Без респираторов обходились и все члены правительственной комиссии. Многие из них были безграмотны в вопросах дозиметрии и ядерной физики, в первые дни аварии элементарно не знали о размерах радиационного фона. Местные власти находились в полной прострации. К сложившейся ситуации оказались не готовы ни гражданская оборона, ни сотрудники АЭС. Наука опасность происходящего скорее преуменьшала, видимо, тоже не соображая в этом деле. Спустя почти десять дней после трагедии, 4 мая 1986 года, рассмотрев с воздуха разрушенный энергоблок, один из известных академиков озабоченно сказал: «Трудно понять, как укротить реактор…» А ведь к этому времени в ядерное жерло уже было засыпано пять тысяч тонн различных материалов и огромное количество человеческих  жизней.

   27 экипажей, осуществлявших эту засыпку, вышли из строя за несколько дней и были отправлены в Киев на лечение. После вылетов вертолеты мыли специальной жидкостью, а внутри обрабатывали спиртом, что хотя бы временно снижало радиацию. Летчики ежедневно отправлялись в баню, переодевались и переобувались. Кладбище радиационной техники. Вот в этой работе по защите летчиков и принимал участие папа, прощупывая с дозиметром по сантиметру все вертолеты, возвращавшиеся после «бомбометаний». Перед папой и его коллегами была поставлена задача, хоть и с трагическим опозданием, уберечь летчиков от этой дикой радиации, по возможности снизить облучаемость экипажей. Эксперты сделали от себя все зависящее. Их радиация тоже не пощадила. По возвращении в Москву борт отогнали на запасную полосу, и долго никого не выпускали из самолета. Была проведена жесткая дозиметрическая проверка и с большинством вещей и одеждой пришлось распрощаться там же в самолете. Папа рассказывал, что проверяющие шарахались от них как черт от ладана. Но на этом Чернобыль для папы не закончился. Второй раз он оказался там уже в августе 1986 года. На войне врага видно. Если он стреляет — надо увернуться. Если остался цел и невредим — радуйся, жизнь продолжается. А когда твой противник — радиация, уворачиваться бесполезно да и некуда. Ее не видишь и не чувствуешь. Выйдя из зоны радиационной активности, вроде бы жив, но впоследствии все набранные тобой рентгены сказываются на состоянии здоровья и трудоспособности. Радиация подавляет иммунную систему, действует на костный мозг, причем последствия радиационного облучения могут проявиться через 10 — 15 лет после событий. На данный момент медицина не научилась еще выводить радиацию из организма. С целью предотвращения выхода радионуклидов из разрушенного реактора в окружающую среду, с целью защиты от проникающей радиации территорий, граничащих с ЧАЭС, в середине мая 1986 года правительственной комиссией было принято решение по долговременной консервации четвертого блока ЧАЭС. В ноябре того же года вокруг разрушенного реактора был возведен Саркофаг, т.н. объект «Укрытие» . За эти 25 лет железобетонный саркофаг начал осыпаться. Внутри саркофага – более сотни тонн радиоактивных веществ и пыли. Сейчас идет речь о строительстве нового укрытия для реактора, которое, как обещают, будет возведено к 2013 году и обеспечит безопасность еще лет на сто.

1.6.         Взгляд из Беларуси.

(Личный архив автора . Интервью с Елисеевой Т.А. республика Беларусь, г. Могилев.)

 26 апреля произошел взрыв на  Чернобыльской АЭС – но никто об этом не знал.  Обычный апрельский день, солнце, тепло, словом, весна идёт своим ходом. И никто не о чём не догадывается.

На следующий день появился слух: что-то взорвалось на атомной станции. Однако никто особо не обратил на это внимание. К вечеру просочилось, что соседка-врач закрыла форточки и не выпускает детей на улицу. Слух, что врачи скупают своим детям какие-то препараты от радиации, кажется антиструмин. Ну скупают- пусть дальше скупают. Все тогда и не подозревали :какая это страшная сила- радиация. Жизнь идёт своим чередом. Власти ничего не говорят- отмалчиваются. Но радиостанция «Голос Америки» передает не то, что успокаивающе сказали по телевизору, а что случилась большая авария на Чернобыльской станции. Поползли все новые слухи: что дозиметры на одном из предприятий зашкалили. Радиация зафиксирована даже в Швеции, Запад паникует, что молоко радиоактивное, и его лучше не пить. Многие евреи( а их в городе было не мало)  уезжают.(   В том числе уехала и моя учительница еврейка.)

Стоит ужасная, неестественная жара. Ночью как по команде проходит дождь, днем ясное безоблачное небо. Призывы властей идти как обычно на демонстрацию. Директор в школе тоже всех призывал не паниковать, а идти на демонстрацию. И, несмотря на многие слухи, которые ползли по всему городу,  пошли с флагами с транспарантами, с цветами на демонстрацию. Многие взрослые вопреки всем слухам, что детям, да и самим, лучше не идти,  потащили детей. Но что это? Маленькие дети вянут на глазах, просятся на руки. Многим становится плохо. Домой с демонстрации еле дошли. (Только теперь понимаешь весь этот ужас: не то что нельзя было идти на демонстрацию, но и форточки нельзя было открывать.)

Поползли разговоры, что правду скрывают. Надо было принимать препараты из йода. Окна лучше держать закрытыми. Затем выступает Генсек ЦК КПСС М. Горбачев. Говорит, что случилась серьезная авария. Народ встревожен. Многие паникуют. Пошли первые разговоры, что надо уезжать подальше. Многие действительно начинают уезжать куда глаза глядят. Многим мужчинам выписаны повестки для явки в военкомат. Никто не возмущается, едут «ликвидировать аварию». Говорят, что туда отправили милицию. Пыль радиоактивная стоит столбом. Люди уезжают все больше. Никакие специфичные лекарства никому не выдаются. Самый популярный прибор у народа — дозиметр. Появляются первые дозиметры в продаже. По ночам идут дожди, на лужах — зеленоватые разводы. Просачивается информация о первых жертвах. Кажется, все — Беларусь ждет гибель. Надо уезжать. Уезжают. Доходят слухи, что с облученных ликвидаторов слазит кожа, они не могут ходить и умирают. Чувствуется обреченность. Прошло 2-3 года. Кто уехал, начал возвращаться домой, так как уехавшие оказались никому не нужны. Упала до минимума рождаемость. Те дети, которые родились в тот период, рождаются слабыми и чахлыми. А людей продолжали отселять. Ограниченно в новые поселки, а в основном в большие города, особенно в Минск. Боязнь стала утихать. Пошли болезни щитовидной железы, что для девочек обернулось проблемами с вынашиванием ребенка и выкидышами. Подскочили все заболевания. Однако ни в одном диагнозе не указана связь с радиацией. Все просто, это само собой. Многие ребята сложили головы и ушли в мир иной – за наши жизни, за жизни после смерти.

 

   Мы воздаем сегодня память тем, кто погиб. Ни одна жертва не бывает напрасной. Всякая жертва есть жертва Богу. И всякая жертва несет в себе колоссальный потенциал духовного воздействия на людей. Царство Небесное всем, кто душу свою отдал за жизни жён и матерей, за жизни детей и стариков. В их подвигах – самая главная добродетель – любовь к ближнему, которая руководила ими на протяжении их героического подвига.    До сих пор исследователи не могут прийти к консенсусу о числе жертв чернобыльской катастрофы: наиболее консервативные оценки говорят о тысячах погибших.

Согласно данным Григория Липнина, белорусского физика, работающего на 4-м реакторе, приблизительно 100 тыс. ликвидаторов сейчас мертвы,из числа 1 млн. рабочих. А согласно данным Вячеслава Гришина, представителя «Чернобыльского Союза» (организация объединяющая ликвидаторов со всего СНГ и Прибалтики) – 250 тыс. из России сейчас мертвы, и 70 тыс. инвалиды. Примерно такая же ситуация и на Украине, и 10 тыс. ликвидаторов из Беларуси сейчас мертвы, и 25 тыс. имеют инвалидность, что составляет общее число 60 тыс. погибших (10 % от 600 тыс. ликвидаторов) и 165 тыс. инвалиды.

  Сегодня в Чернобыле, расположенном в 130 км от Киева, вахтовым методом работают около 3,5 тыс. человек, которые тоже подвигают себя опасности, и проживают 700 так называемых самоселов.

Помочь преодолеть национальную трагедию, мужественно вынести потери может только православная Русская Церковь.

   Православная Церковь везде, где бы она ни находилась — иногда в местах, совсем не предназначенных для жизни, — преображает собой все вокруг. Яркий пример тому — храм пророка Илии в 30-километровой зоне отчуждения вокруг Чернобыльской АЭС.

    В церковной ограде Ильинского храма — поистине Жизнь с большой буквы. Если на всей территории Зоны  царит разруха и запустение, а  чем дальше, тем больше погружается в заросли и разваливается, то храм стараниями настоятеля и горстки прихожан ухожен, и в нем идут службы.  Вдоль него аккуратные гравийные дорожки, цветут цветы, здесь стриженый газон, на котором расставлены столы для летних трапез. Здесь свежевыбеленные стены и сияющие золотом купола.                                                    

А всего семь лет назад храм был под стать общечернобыльскому пейзажу: заколоченные окна, покосившиеся купола, облупленные стены. И так было до тех пор, пока хватало сил на это смотреть у бывшего прихожанина Ильинского храма Николая Якушина. Сейчас протоиерей Николай Якушин — настоятель Ильинского храма, а тогда он был просто механизатором, сотрудником одного из агрокомплексов.

Из воспоминаний о. Николая:

« Однажды, приехав в Чернобыль, я увидел, что храм попросту начал разваливаться: главка на колокольне вот-вот упадет, крыльцо отломилось от стены и врастает в землю. Тогда я  понял: надо что-то делать. Пошел в администрацию зоны отчуждения: дайте досок, дайте кровельное железо, дайте краску. «Там удивились: а ты кто такой? — о. Николай: — да я прихожанин этого храма!  А они и говорят: шел бы ты отсюда. Я и пошел — к владыке Митрофану».

Викарий Киевского митрополита архиепископ Переяслав-Хмельницкий Митрофан встретил Николая приветливо. «А я ему и говорю: нельзя ли назначить в Чернобыль настоятеля, а то меня, как лицо неофициальное, все гоняют? Владыка говорит: будем искать. Проходит месяц, вызывает меня владыка и говорит: а ты ведь у нас в семинарии учишься? Я тогда и вправду учился в семинарии: поступил просто так, для повышения образования. А он: вот ты и принимай приход в Чернобыле, а то у нас никто не хочет туда ехать, боятся».

Так Николай Якушин стал диаконом, а потом и священником. Настоятелем храма в Чернобыле должен быть именно такой человек.  О чем приходится жалеть, — это очень малочисленный приход. Но откуда ему здесь, в Чернобыле, быть большим? Самоселы — стары и немощны, вахтовики — загружены работой. И все же приход, хотя и маленький, есть и в Чернобыле. На воскресной литургии бывает пять-шесть человек, на праздники — побольше. В такие дни церковного года, как Великая суббота, Пасха и Радоница, приезжает по несколько сот человек.

   Конечно, отцу Николаю приходится нелегко: маленький приход — маленький доход. А работ в Ильинской церкви требуется очень много: и отопление провести, и крышу перекрыть, и вырубить мелколесье, которым за годы, прошедшие после Катастрофы, зарос церковный двор. Три года назад настоятель поехал за советом к своему архиерею: как быть? И владыка Митрофан благословил отца Николая совершать крестный ход по украинским епархиям с чтимой иконой Ильинской церкви — образом свт. Николая.. Вот с этой иконой и проезжает отец Николай по приходам. Все пожертвования идут на поддержание Ильинской церкви.

   В селе Красное, в трёх километрах от ЧАЭС, стоит деревянная церковь архистратига Михаила. На улице, около церкви, уровень радиации превышает предельно допустимый в четыре раза.  Внутри же храма радиационный фон становится нормальным — таким же, как в Москве. Поисте в Церкви для смерти просто нет места!

 

   В ночь на 26 апреля, ровно в 1.23, когда исполняется годовщина Катастрофы, звонит в висящий на церковном дворе у поклонного креста колокол. Звонит столько раз, сколько лет прошло с аварии. И этот звон заявляет на всю Зону: в Чернобыле есть Церковь, которую не одолеют врата ада! В Чернобыле совершается Божественная Литургия. И это значит, что в Чернобыле есть место, где Жизнь победила смерть. Значит, у Чернобыля есть надежда, у Чернобыля есть будущее. Вернется ли в Чернобыль нормальная жизнь — не знает никто: можно ли очистить всю местность от радиоактивных пятен — неизвестно. Но православная жизнь в Чернобыле будет, в Ильинский храм будут приезжать люди. Пока храм будет — будет и жизнь.

   На протяжении двадцати пяти минувших лет Церковь возносит молитвы о жертвах аварии на Чернобыльской АЭС, разделяя скорбь родных и близких. В память о погибших при катастрофе и от радиоактивного заражения и во здравие выживших написана икона «Чернобыльский Спас».

    Ее уникальность в том, что впервые в Православии рядом с ликами святых изображены люди! 

     Замысел создания такой иконы пришел Юрию Андрееву, посвятившему свою жизнь ядерной энергетике, а во время аварии получившему огромную дозу радиоактивного облучения. Ныне он — президент Союза «Чернобыль Украины». Икона много раз являлась Юрию Борисовичу во сне, однако он считал ее создание непостижимой мечтой, в каком-то роде даже ересью. Но однажды Юрий Андреев спросил у Митрополита Киевского Владимира, возможна ли икона Спаса вместе с чернобыльцами, спасавшими планету от радиации. Чужой крови во время борьбы они не пролили, а своей не пожалели. 

Владыка сразу дал благословение иконописцу Владиславу Горецкому на написание иконы. Горецкий долго работал в Троице-Сергиевой Лавре. 
С начала апреля 2003 года Юрий Андреев и Владимир Горецкий начали работать над сюжетом и композицией иконы. В верхней части образа расположены фигуры Богородицы, Иисуса Христа и Архистратига Михаила — он ведет человеческую Божию рать живых и мертвых чернобыльцев. 
В нижней части иконы, на переднем плане — Чернобыльская сосна — образ, не придуманный человеком. Она похожа и на крест, и на тризуб, который является гербом Украины. Во время войны фашисты-каратели вешали советских патриотов на этом дереве, их мученическая смерть дала сосне чудесную силу. Сосна стоит почти на линии, соединяющей четвертый аварийный блок с городом Припять. 
После взрыва на ЧАЭС справа и слева от Припяти прошли два следа выбросов, которые накрыли кладбище, больницу, гаражи, производственную зону, пожарное депо. Сосна стояла в зоне этого «рыжего леса», в зоне очень плотного загрязнения — от 100 до 1200 рентген в час. Во время ликвидации весь лес был захоронен, а сосну с окружающими ее воинскими обелисками оставили. Дерево стало символом Чернобыльской трагедии. Ему отведено центральное место в нижней части иконы. 
Слева изображены души умерших чернобыльцев, справа — ликвидаторы аварии: пожарный в респираторе, работник станции, летчик, медсестра. На горизонте, за очертаниями саркофага, виднеется зарево восхода, в небе летит звезда Полынь. На заднем плане — земля обожженная, на переднем — зеленая, оживающая. 

     Горецкий работал над «Чернобыльским Спасом» пять месяцев. Икона была освящена 28 августа 2003 года у стен Успенского храма в Киево-Печерской Лавре. Во время освящения было чудесное явление, свидетелями которого стали тысячи людей. Сперва над иконой пролетел голубь, высоко в небе среди перистых облаков возникла радуга в виде нимба (дождя накануне не было!), потом на небе явился православный крест, в центре которого сияло солнце.

      Икону передали Успенскому храму, но по просьбе чернобыльцев она постоянно находится в крестных ходах по областям Украины. Этот образ стал утешением чернобыльцам, его признали и стали считать своим во многих украинских семьях, ведь трагедия Чернобыля, по большому счету, коснулась каждого. 

   Икона помогает раненой чернобыльской земле. Крестные ходы «Чернобыльского Спаса» сопровождаются чудесными явлениями и исцелениями. С изображением иконы чернобыльцы идут на сложные хирургические операции, кладут ее больным детям под подушку.

Настоятель Свято-Ильинского храма отец Николай решил провезти иконы «Чернобыльский Спас» по тем местам зоны, где ранее находились православные храмы, разрушенные в 1930-1950 годах большевиками. В этих священных местах ныне установлены православные кресты. 
Однажды отец Николай привез икону в село Ильинцы, где раньше стоял храм Рождества Богородицы. На этом месте священник установил икону и в окружении двух десятков старушек-самоселов, вернувшихся в родное село вопреки запретам, начал молебен. Во время службы среди ясного безоблачного неба возник столп света, который осенил всех. Это явление продолжалось всего несколько секунд, были сделаны фотографии, на которых это чудо выглядит как засвеченная полоса, исходящая из открытого Евангелия прямо в небо. 

    А в 2004 году произошел другой случай, который окончательно убедил верующих в необычных свойствах иконы: во время покушения на отца Николая нож попал в бумажник, где находилась фотография образа. Это спасло священнику жизнь. 

  Чернобыльская катастрофа — это испытание, данное Господом, чтобы предостеречь человека от более страшных ошибок. Человек по незнанию, беспечности и жадности может стать опасным для всей живой земли. Но Бог дал это испытание тем, кто был в состоянии с ним справиться. Чернобыльцы-спасатели заслужили высшую награду, возможную на земле, — быть приравненными к Божией рати. 

     Вскоре после катастрофы возникли и долгое время не утихали разговоры о том, что она могла стать предвестникого скорого конца света.

    Версия о том, что чернобыльская авария могла иметь сверхъестественную природу, звучит не в первый раз.

   Поводом для этих разговоров послужили строки из Откровения Иоанна Богослова: “Третий ангел вострубил, и упала с неба большая звезда, горящая подобно светильнику, и пала на третью часть рек и на источники вод. Имя сей звезде “полынь”; и третья часть вод сделалась полынью, и многие из людей умерли от вод, потому что они стали горьки”.(Название Чернобыль дано по имени растения из рода полыни).

    К сожалению, «Чернобыль» чаще видится как катаклизм внешний, жестоко и незаслуженно обрушившийся на нас, ниспосланный, а не попущенный свыше. Люди никак не хотят признать своей вины, не соглашаются в своей свободной воле увидеть подлинную причину всех страшных бедствий и скорбей и, в конце концов, повторяют грех праотца Адама, который по слову преподобного Симеона Нового Богослова «не захотел сказать согрешил», а сказал противное тому и поставил виновником преступления своего Бога…. говоря Ему: жена, которую ты мне дал, она дала мне от дерева, и я ел; а за ним она сложила вину на змия; и не восхотели они совсем раскаяться и, падши пред Господом Богом, просить у него прощения».

    Но в спорах и догадках « Чернобыль — это наказании Божие или предвестник конца света» человек упускает из вида самое главное: нравственное состояние народа , что каждый из нас своими грехами может « внести свой вклад» в любое стихийное бедствие, даже если оно происходит на другой стороне земного шара,  Это для того, чтобы люди пришли в чувство, подумали над своим духовным состоянием! Но произошло то, что страшнее самой катастрофы — люди привыкли к ней! Сжились с ней!!! Время притупило чувство страха смерти и ужаса, предчувствия личной и вселенской катастрофы. Божественная педагогика не была вознаграждена массовым обращением к Богу и покаянием.

Радиация не знает политических и таможенных барьеров. Общая трагедия, четверть века назад принявшая облик радиоактивного облака, сплотила тысячи людей, оказавшись зловещей скрепой общенациональной исторической памяти. Горе Чернобыля по-прежнему знакомо всем уроженцам Советского Союза. Но общая беда нуждается и в едином враче. Православная церковь обнаруживает готовность стать сегодня таким врачевателем — в первую очередь душевных травм и человеческой боли, не исчезающей после ночи 26 апреля 1986 года. Но кто поможет нашим людям сбросить гнетущие оковы уныния и безысходности? Никто не сделает этого лучше христиан.

  Если будет биться в нашей груди настоящее христианское сердце, то поймут люди учение Церкви о том, что огненными испытаниями попаляет и очищает Господь грех, который служит началом всех скорбей и бедствий, которым подвергается, вообще человечество, подвергаются человеческие общества, подвергается каждый человек в частности. Понятным станет для них и светлый жизненный оптимизм христианина.

   Не дерзости осуждения и злопамятства ждет Творец от нас, расслабленных духом, душой и телом, но дерзновения веры и дел.

   «Господь помилует Россию и приведет ее путем страданий к великой славе!», — эти слова святого преподобного Серафима Саровского служат залогом нашей надежды в бессмертие России. Бесчисленные бедствия терзают наше Отечество, и всё больше людей сознают, что эти беды — последствия тяжких грехов вероотступничества, клятвопреступления и духовной спячки.

 

 1.7.         Бог посылает нам бедствия, чтобы разбудить нас!!!

 

      Что же делать, когда мы понимаем, что поражены грехом настолько, что даже с самыми узкими, грубыми и плотяными рамками, за которые не может выйти наш одебеленный разум, и со всей возможной снисходительностью мы сами в первую же очередь подпадаем под этот приговор Евангельской истины? Мы можем лишь молить Господа о прощении нас и наших ближних, оставляя нашу общую участь на волю Божиего милосердия. Мы все подсудимые, каждый из нас достоин оказаться осуждённым, и любое осуждение и наказание заведомо будет милосерднее того, что мы заслужили.

   Урок Чернобыля надо усвоить и осмыслить в своём сердце,  иначе все повторится. Жизнь так устроена, что если какой-то урок не выучен, он повторяется, но в гораздо более жесткой форме. Господь таким образом воспитывает нас. Если ты умен — тебе хватит малого потрясения, если дурак — тебя будут трясти всё сильней и сильней, пока не поумнеешь, не остановишься и не свернешь с опасного пути.

 

1.8.             Чему нас учат техногенные катастрофы

 Как бы то ни было, вечно в этой жизни никто жить не будет. Конечно, хотелось бы пожить подольше, посчастливей и покомфортней, но это уж не мы определяем, кому что необходимо, чтобы держать перед Богом ответ. По нашему церковному учению, мы в любой момент, каждую минуту, должны быть готовы предстать перед Господом. Если кроме грехов и стыда и вспомнить нечего, тогда, действительно страшно. А если человек старался всеми силами помогать ближним, если он в покаянии, в молитве получал разрешение грехов, то в сердце его живет радость о Боге, и тогда может быть не так уж страшно воспринимать то, что происходит вокруг. Даже если случится, что-то трагическое – но что же, значит, Небесный Отец, призывает нас к себе.

1.9.          Список используемой литературы

 

  1. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. В русском переводе с параллельными местами. Перепечатано с Синодального издания. Издание Всесоюзного совета евангельских христиан-баптистов. — М., 1968.
  2.  Личный архив автора . Интервью с Елисеевой Т.А. республика Беларусь, г. Могилев.  
  3.  Геннадий Буравкин «Гнездо для птицы радости» (1986)
  4.  Диакон В. Василик «Отражение стихийных бедствий в византийской гимнографии»
  5.  Прп. Антоний Великий.  Поучения
  6.  Александр Мень. «Сын Человеческий»
  7.   Святитель  Григорий Палама. «Беседы»
  8.  Святитель Николай Сербский. «Мысли о добре и зле»
  9.   Журнал «Нескучный Сад».2011
  10.   Журнал «Фома».2011

Информационные ресурсы и услуги:

  1.   bbc.co.uk
  2.  mir.pravo.by
  3.   Атомная+энергия.ru
  4.  Беларусский зеленый портал.ru
  5. БиБиСи.ru
  6.   Википедия.ruЛента.ru
  7.  Международный чернобыльский портал проекта  ICNRIN
  8.  Мертвые города.ru
  9.  Православие и мир.ru
  10.  Российское атомное сообщество
  11. Седмица.ru
  12. Фукусима.ru

 

  1. 2.     Природные катаклизмы — аномальная жара

 

И будет Свет Луны как Свет Солнца, а Свет 

Солнца будет в семь раз сильнее света семи дней.

Четвёртый Ангел вылил чашу свою на солнце и  дано было ему жечь людей огнём.

И жёг 

людей сильный зной, и они хулили имя Бога, 

имеющего власть над сими язвами, и не  вразумились, чтобы воздать Ему славу.

Апокалипсис, глава 16

 

   Пока человек будет умножать свое безбожие и свою безнравственность, природа будет умножать соответствующие им образы зла; будут множиться хищники, микробы, бури, ураганы, наводнения, пожары и прочее.

   Все помнят страшный 2010 год, когда вся Россия дымила и пылала. 

     Это послужило поводом, чтобы крупные  российские общественные деятели усмотрели в этом  “небесную кару” . Что это стало возмездием  россиянам  за их безбожие.

Однако аномально жаркие и засушливые годы отмечались у нас и до этого.

Очень жарким был и 1920 год, когда знойная погода стояла около месяца. Именно рекорд 7 августа 1920 года, составивший 36,8 градуса почти 90 лет был абсолютным максимумом температуры в Москве. Схожая погодная ситуация наблюдалась и в 1938 году. Вопреки названию знаменитого фильма, лето 53-го отнюдь не было холодным, а наоборот очень жарким. Вообще же климатологи считают, что аномальная жара случается в центральной части России с периодичностью раз в 19 лет. Эта периодичность странным образом соответствует малому циклу еврейского календаря, что породило различные конспирологические построения. Правда, на практике промежутки составляют и 17, и 18 лет, а аномально жаркий и дымный 2002 год вообще в эту периодичность не вписывается.

 

3.1. Аномальная жара 2010 года

 

Анома́льная жара́ 2010 го́да в Росси́и — продолжительный период аномально жаркой погоды в России в последней декаде июня-первой половине августа 2010 года. По своему размаху, аномалии, продолжительности и по степени последствий жара не имела аналогов за более чем вековую историю наблюдений погоды.(Даже лето 1938 и 1972 годов не были такими «аномальными») Глава Росгидромета Александр Фролов, основываясь на данных озёрных отложений, заявил, что такого жаркого лета в России не было со времён Рюрика, то есть за последние более чем 1 000 лет никогда не было настолько жаркого лета. По оценке главы Гидрометцентра РФ Романа Вильфанда, подобной жары, возможно, не случалось 5000 лет.

Аномальную жару, от которой этим летом страдают многие регионы России, не следует считать «Божьим наказанием за грехи». На этом настаивает председатель Отдела внешних церковных связей Московского патриархата митрополит Волоколамский Иларион. Выступая 30 июля на пресс-конференции в агентстве «Интерфакс», он отметил: «Я очень осторожно отношусь к попыткам интерпретировать погодные явления как наказание Божье».

«Бог никого не наказывает, не мстит за грехи», — пояснил иерарх, напомнив слова преп. Исаака Сирина о том, что считать Творца «мстителем» — это настоящее богохульство. Наказание по-славянски – это отнюдь не кара, но «урок, научение», продолжил митрополит Иларион. И именно о таком «наказании» только и можно говорить применительно как к погодным аномалиям, так и к болезням, которые также «невозможно напрямую связать с конкретным грехом», хотя очевидно, что, по большому счету, «всякая болезнь есть следствие греха».

По мнению главы Синодального отдела  по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерея Всеволода Чаплина, зачастую о Божьей каре или знамениях рассуждают «вульгарно»; он тоже высказался против однозначной трактовки невиданной жары как «Божьего наказания». Однако для христиан даже погодная аномалия – это «напоминание о том, что люди – хрупкие существа и должны помогать друг другу».

Подхватив слова протоиерея Николая Балашова («Пора, наверное, молиться о дожде»), о. Всеволод подчеркнул: «Помолиться о дожде неплохо, но не нужно относиться к этому как к шаманству, колдовству… Надо не требовать от Бога результата, а каяться в грехах, надеясь на Его милость, моля прежде всего о том, что нам нужно более всего – о спасении».

О.Николай, будучи участником недавнего визита Патриарха Кирилла на Украину, свидетельствовал о том, что запредельная температура «не испортила общего впечатления», не остановила тысячи людей, которые молились вместе с Патриархом. «Мы тоже стояли (на богослужении под открытым небом – прим.ред.) мокрые до нитки, но думали совсем не об этом», — сказал замглавы ОВЦС МП.

Со своей стороны, руководитель Синодального информационного отдела Владимир Легойда считает, что если и говорить о наказании, то в данном случае человечество наказывает себя само, пренебрегая заботой об экологии. Поэтому людям, в первую очередь, надо обратить взор вовнутрь, к «аномальным явлениям в душе».)

По своему размаху бедствие 2010 года так не достигло масштабов бедствия года 1972 –( пожары 2010 года бушевали на площади в полтора раза меньше, чем в 72-м, а само количество пожаров было меньше почти в два раза)- потому что люди уже были  научены предыдущими уроками природы и понимали какие будут последствии если будут жить без Бога.

 

2.1.         1972 год в Гусь-Хрустальном

 

Я живу в городе Гусь-Хрустальном Владимирской области. Я стараюсь узнать все, что связано с моим родным городом. Летом 2010 года я никуда не уезжала из города. Было очень тяжело и страшно. Ведь дым и пожары окружали наш город. Но я постоянно слышала, что в 1972 году было гораздо хуже и труднее. Моя бабушка говорит, что в 2010 году все пожары контролировались, была хорошая организация тушения и помощи людям. А в 1972 году мероприятия по тушению пожаров были плохо организованы и зачастую люди оставались  «один на один» со стихией. 

 Об этом периоде хочется особо рассказать. Тогда в зоне засухи оказались Московская, Владимирская, Горьковская. Ивановская, Калининская, Костромская и другие области европейской части РСФСР. 16 июля возникли первые очаги огня, а уже во вторник, 18 июля, пожары неожиданно приобрели массовый характер. Сильная жара – до 50° С на солнце – привела к тому, что в районах, где расположены обширные лесные массивы, самовозгорались мощные торфяные залежи. Огонь ушел вглубь толщи торфяников и начал распространяться в разных направлениях. Наша Владимирская область тоже оказалась в эпицентре пожара, в том числе и мой родной город – Гусь-Хрустальный.  Многие мои знакомые стали  очевидцами, пережившими этот страшный период, а так же свидетелями  чудесного избавления от огня. В  период воинствующего атеизма помощь пришла чудесным образом…

Но вернемся к середине июля 1972 года. Вначале казалось, что пожары быстро затушат, но огонь подбирался повсеместно. Так город Гусь-Хрустальный и близлежащие окрестности оказались на осадном положении. Везде стоял едкий запах гари, повсюду был дым. Люди задыхались. Родители, в срочном порядке, у кого была возможность, вывозили своих детей подальше от опасности. В больницах находились только тяжелобольные люди, кто не мог ходить. В жилых массивах, расположенных близко  к лесным массивам постоянно дежурили люди, чтобы вовремя предупредить соседей о возможном пожаре. Лес горел так, что на дома постоянно летел пепел и горящие сучки деревьев. Многие люди стали закапывать свои вещи, чтобы хоть что-то уцелело в случае пожара жилья. На чердаки поднимали баки с водой, приходилось постоянно заливать крыши. В районах были отменены рейсовые автобус, так как многие боялись, что дороги могут провалиться. Люди были на осадном положении и без связи с большими населенными пунктами. В места сильных очагов были направлены военные части. Молодые солдаты, порой даже только с лопатами боролись с грозной стихией. Конечно, были и многочисленные жертвы, как среди военных, так и местного населения, ведь под землю уходили целые деревни. Торф под землей выгорал и земля проваливалась. И, вот, когда уже казалось, нет спасения люди стали обращаться к Богу. Служились молебны, выносились из домов иконы. Люди молились Богу. И Бог услышал молитвы. В одну ночь выпала месячная норма осадков. Вся горевшая земля была залита  пролившимся дождем. Пожары прекратились в одну ночь. И все это по милости Божией.

Моя мама работает на  заводе по выпуску арматуры для нефтяной и газовой промышленности. Вот что рассказывает ее руководитель- генеральный директор ООО «Гусар» Березкин Александр Александрович

«Пожары обычно бывают летом в наших местах, ведь город окружен торфяниками, но в 1972 году они были особенно сильными, и что самое главное они обхватывали очень большую территорию. Администрацией города, в связи с критическим положением, было даже направлено обращение за помощью Косыгину А.Н.[12]  И на тушение больших очагов пожаров были привлечены военные части. Стихия бушевала, тушению пожаров мешал еще и сильный ветер, который усугублял, и без того, сложную ситуацию. Дым был такой, что днем на солнце можно было смотреть без солнцезащитных очков. Люди задыхались от дыма. Город был практически на осадном положении. Больные из городской больницы были отпущены домой, остались только лежачие больные, родильный дом был эвакуирован. Целые заводы останавливались и люди направлялись на тушение пожаров. На какое-то время были остановлены: Хрустальный завод, Стеклозавод им. Дзержинского, НИИС и другие. От городского озера  были протянуты пожарные шланги. Постоянно требовалась вода для возникавших пожаров. Не смотря на все принимавшиеся меры, огонь со всех сторон окружал город. Настоящая битва развернулась, когда пожары приблизились к заправочной станции. Ни в коем случае нельзя было допустить приближение огня, иначе было бы очень много разрушений, а возможно и жертв… Автозаправку отстояли. Но, на окраинах города, то тут, то там горели жилые дома, ведь лес со всех сторон окружает наш город. На дома постоянно летел пепел, головешки. Пожар шел не только по торфяникам, но и по верху. Многие стали отчаиваться, а некоторые выносили иконы. Сначала администрация запрещала людям открыто молиться, но, когда положение стало настолько критическим, что город стал на грани выгорания, молиться было разрешено, ведь больше не на что было надеяться. В последующую ночь после общего молебна прошел такой сильный ливень, что все пожары прекратились,  Это было чудо…[13]

Нина Александровна Христофорова раньше жила на улице Сенной (на данный момент Теплицкий проспект). Она рассказывает: «Жара была страшная. Люди на протяжении всех пожаров боялись за свои дома, сторожили, чтобы вовремя затушить  огонь. Но все-таки чего так боялись, то и случилось. Дома стали гореть. Огонь перекидывался с крыши на крышу. Уже начала гореть аптека (ныне Центральная аптека). И, когда уже ничего нельзя было сделать с разбушевавшимся огнем, люди стали выносить из дома иконы, стали вслух молиться. Обошли с молитвой вокруг аптеки и близлежащих домов. И, произошло чудо, огонь затих. Пожар был остановлен. Неизвестно, сколько бы еще домов сгорело, но люди вспомнили о Боге, который услышал их молитвы».[14]

 Александра Егоровна Шишкова жила в те годы в деревне Частлицы Гусь-Хрустального района. С волнением она вспоминает то страшное лето: «Мы жили в деревне Частлицы, это в 40 км от Гусь-Хрустального. Когда начались пожары, сразу же были посланы военные отряды для их тушения. Жара была страшная, солдатики зачастую были вооружены только лопатами. Что они могли сделать против такого огня? Земля проваливалась под ногами. Многие гибли. А еще, в условиях почти военных, мы старались их как-то поддержать, пекли пирожки, кормили, поили, кто чем мог. Ведь наша деревня была отрезана от Гусь-Хрустального. Автобусы перестали ходить, Дорога проваливалась. Всюду был дым, копоть. Везде можно было увидеть полуобгоревший домашний скот, его даже не всегда закапывали. И, вот, в самый пик пожаров, надо было спасать детей. Их собрали для срочной эвакуации в церкви Ильи-пророка, чтобы вывезти из деревни, а председатель колхоза приказал всем жителям, у кого сохранились иконы вынести все и служить молебен на ниспослание спасительного дождя. В тот момент не было атеистов, все понимали, что им может помочь только Бог. Вечером огонь немного стал утихать. Детей решили пока не эвакуировать. Все разошлись в непрекащающемся страхе по домам. И, вот, ночью, где-то в 3-4 часа я услышала сильный шум. Это был спасительный дождь. Он был такой сильный, что на утро везде была вода. Пожар прекратился. Вот такое чудо было». [15]

Наша соседка — Рябова Раиса Григорьевна(подруга моей бабушки)вспоминает:  « Мы жили на окраине города, это было одно из самых опасных мест, ведь рядом лес. Мы стали копать ямы,  и закапывали домашнюю утварь, ведь в случае пожара в земле могло что-то сохраниться. Я была очевидцем несчастного случая. Нас послали копать ямы в лес, чтобы остановить огонь, и, тут мимо нас проезжал танк с молодыми солдатами, они остановились, попросили у нас попить и поехали дальше. Но не проехав и метров 100 танк провалился под землю, там земля выгорела и образовалась пустота. Вот такая страшный случай. А еще в районе сгорело очень много деревень. Станция Вековка (Казанская железная дорога) сгорела полностью. В одной из деревень был такой случай. Пошел верховой пожар, стали загораться дома один за другим. Люди были в панике. А одна старушка вынесла иконы и стала обходить с молитвой вокруг своего дома. Люди посмотрели на нее как на сумасшедшую…. В деревне остался целым только один дом – дом этой бабушки…»[16]

  1. Последние времена – повод задуматься о вечном

 

Работая над докладом я для себя узнала много нового и интересного.

Мне пришлось беседовать со многими людьми, и эти встречи оставили свой след в моей памяти. Мы должны бережно относиться к друг другу. Сочувствие, соучастие, сопереживание и самопожертвование должны присутствовать в нашей повседневной жизни. Только так мы можем исполнить Закон Христов. Только так мы можем выжить в нашей жизни. Ведь в любой момент может что-то случиться. Это может быть или  природный катаклизм или техногенная катастрофа. И мы можем справиться с этим сообща и только с Богом.

Именно рука Божья направляет погоду. Бог всегда, а не только в отдельных случаях контролирует ее. «По гласу Его шумят воды на небесах, и Он возводит облака от краев земли, творит молнии среди дождя и изводит ветер из хранилищ Своих».[17]

 

Давайте прославим Господа, словами из писания:

Велики и чудны дела Твои, Господи Боже Вседержитель! Праведны и истинны пути Твои, Царь святых! Кто не убоится Тебя, Господи, и не прославит имени  Твоего? — ибо Ты един свят. Во имя могучего имени Иисуса Христа. Аминь[18]

 

 Список используемой литературы

 

  1. Священное Писание
  2.  2. Личный архив автора. Интервью с Александрой Егоровной Шишковой (Владимирская область, г. Гусь-Хрустальный)
  3.  Личный архив автора .Интервью с Березкиным Александром Александровичем(Владимирская область, г. Гусь-Хрустальный)
  4.  Личный архив автора .Интервью с Рябовой Раисой Григорьевной (Владимирская область, г. Гусь-Хрустальный)
  5.  Личный архив автора. Интервью с Христофоровой Ниной Александровой (Владимирская область, г. Гусь-Хрустальный)

Информационные ресурсы и услуги

  1.  Википедия.ru
  2.  Лента.ru
  3.  Катострофа. Ru
  4.  Новости 33.ru
  5. Правда.ru
  6.  Мировое потепление.ru

 

 

 

 

 


[1] Евангилие от матфея:24:6-7

[2] С.Л. Франк.«Непостижимое»

[3] О. Александр Мень. Сын Человеческий

[4] св. Григорий Палама. Беседы

[5] Прп. Антоний Великий

[6] Международная шкала ядерных событий

[7] Святитель Николай Сербский. «Мысли о добре и зле»

[8]  Диакон В. Василик «Отражение стихийных бедствий в византийской гимнографии»

[9]  Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл

[10]  Геннадий Буравкин. «Гнездо для птицы радости» (1986)

[11] Зи́верт (обозначение: ЗвSv) — единица измерения СИ эффективной и эквивалентной дозионизирующего излучения

[12]  Косыгин Алексей Николаевич. Председатель Совета Министров СССР 1964-1980 г.г.

[13]  Беседы с Березкиным А.А. Из личного архива

[14] Беседы с Христофоровой Н.А. Из личного архива

[15]  Беседы с Шишковой А.Е. Из личного архива

[16] Беседы с Рябовой Р.Г. Из личного архива

[17]  Библия. Иеремия. Гл. 51

[18] Новый Завет. Откровение святого Иоанна Богослова. Гл. 1

Перейти к верхней панели