Патриарх Всея Грузии Каллистрат (Цинцадзе)

Размещено | 0 комментариев

Владимирская епархия

Свято-Троицкий храм

Воскресная школа.

Конкурсное сочинение

Тема: «Воспоминания моего отца

о католикосе-патриархе Всея Грузии Каллистрате (Цинцадзе)»

 Выполнила:

Ученица воскресной школы

Амираджиби Тамара

 Гусь-Хрустальный

2011

ВВЕДЕНИЕ

«Чем мне интересна эта тема?»

Многие люди глубоко осознают свою связь с предками, а значит, связь с отечеством. Я думаю,  что для каждого из нас «земля отцов» ассоциируется с тем местом, где жили его деды и прадеды.

Мой отец родился и вырос в Грузии – это его родина.  Она богата культурными и религиозными традициями. Мне интересно узнавать о ней, хотя я там никогда не была.

Мой проект посвящен Католикосу-Патриарху  всея Грузии Каллистрату  Цинцадзе  (1866 – 1952г.г)., который возглавил Грузинскую православную церковь в тяжелое время. В детстве моему отцу посчастливилось общаться с ним. Эта встреча оставила в его душе неизгладимое впечатление.

 


1. История Грузинской Православной Церкви

 

Вначале мне бы хотелось провести экскурс в историю Грузинской Православной церкви.

 На Кавказе, между Чёрным и Каспийским морями расположена страна древнейшей истории и культуры — Грузия. Это — одна из древнейших христианских стран мира. По преданию, Грузия (Иверия) – апостольский жребий Божьей Матери. После Вознесения апостолы собрались в Сионской Горнице и бросали жребий, в какую страну идти каждому из них. Пресвятая Дева Мария пожелала принять участие в апостольской проповеди. Ей выпал жребий идти в Иверию, однако Господь велел Ей остаться в Иерусалиме. На север отправился св. ап. Андрей Первозванный, который взял с собой нерукотворный образ Богородицы. Св. Андрей обошел с проповедью Евангелия многие города и селения Грузии.                                                   

Кроме св. ап. Андрея в Грузии проповедовали св. апостолы Симон Кананит и Матфий. Древнейшие источники сообщают и о проповеди в Восточной Грузии св. апп. Варфоломея и Фаддея. Первые века христианство в Грузии подвергалось гонениям. Однако уже в 326 г. христианство стало в Иверии государственной религией благодаря проповеди св. равноапостольной Нины. Исполняя волю Пресвятой Богородицы, святая Нина из Иерусалима пришла в Грузию и окончательно утвердила в ней веру Христову.

Первоначально Грузинская Церковь была в юрисдикции Антиохийского Патриархата, однако уже в V в. согласно утвердившемуся мнению она получила автокефалию. Этому, по-видимому, способствовало в числе прочих то обстоятельство, что Грузия была самостоятельным христианским государством вне границ Византийской империи. Тяжелое положение православных грузин вынуждало их начиная с XV в. время от времени обращаться с просьбой о помощи к единоверной России. В итоге в начале XIX в. Грузия была присоединена к Российской империи и автокефалия Грузинской Церкви была упразднена.

В начале XX в.,  а именно 12 марта 1917 г.. после свержения в России царизма православные грузины сами приняли решение о восстановлении автокефалии своей Церкви.

В сентябре 1917 г. духовенство и паства избрали Католикосом всей Грузии епископа Кириона (1917-1918), по национальности грузина, и приступили к учреждению новых митрополичьих и епископских кафедр, а также к возведению на них новых епископов.

Против этого акта грузинских иерархов выступил Святейший Патриарх Тихон и Священный Синод Русской Церкви. Произошел разрыв молитвенного общения между двумя Церквами, который продолжался 25 лет. Избрание Патриарха Всероссийского Сергия послужило для Святейшего Католикоса Грузии добрым предлогом к возобновлению сношений с Русской Церковью по вопросу об автокефалии.

Священный Синод под председательством Святейшего Патриарха Сергия вынес определение:

«Ввиду того, что Святейший Патриарх, Католикос Грузии, от лица грузинской иерархии, клира и паствы засвидетельствовал неизменную решимость Грузинской Церкви как в прошлом, так и в настоящем и будущем пребывать в православной вере, переданной св. Апостолами и св. Отцами, хранить и соблюдать каноны церковные, «принимать, яже они прияша, и отвращаться всего, их же тии отвратишася», признать:

… молитвенное и евхаристическое общение между обеими автокефальными Церквами-Сестрами, Русской и Грузинской, к нашей общей радости, восстановленным;

… просить Святейшего Патриарха, Католикоса Грузии, приняв православные русские приходы в Грузинской ССР в свое архипастырское окормление, предоставить им сохранять в своей богослужебной и приходской практике те порядки и обычаи, которые они наследовали от Русской Церкви;

просить Святейшего Патриарха-Католикоса принимать к своему разрешению церковные дела и православных русских приходов, находящихся в Армении, которые хотя и проживают вне пределов Грузинской ССР, но по дальности расстояния и другим подобным внешним причинам затрудняются обратиться к подлежащей русской церковной власти» («ЖМП», 1944, № 3, с. 7).

О состоявшемся признании автокефалии Грузинской Православной Церкви и о восстановлении о ней молитвенного и евхаристического общения известительной грамотой Патриарха Сергия были уведомлены и прочие Автокефальные Православные Церкви.

 

 

2. Жизнеописание Католикоса-Патриарха всея Грузии Каллистрата (Цинцадзе)

 

Католикос-Патриарх Каллистрат (Цинцадзе) родился в 1866 году в семье священника. Образование получил сначала в Кутаисском Духовном училище, затем в Тифлисской Духовной Семинарии. Тифлисская Духовная Семинария — учебное духовное заведение, действовавшее с 1817 по 1919 года в Грузинском экзархате Русской православной церкви. Однокурсниками будущего католикоса, в Семинарии были среди прочих будущий руководитель СССР Иосиф Виссарионович Джугашвили (Сталин) и по воспоминаниям моего отца, его дядя Шерошенидзе Виктор Николаевич. По свидетельствам современников в семинарии царила обстановка обскурантизма, лицемерия, повседневного мелочного контроля и взаимных доносов. После окончания семинарии, поступил в Киевскую духовную академию, которую окончил в 1892 году со званием, кандидата богословия. Годом позднее он был рукоположен в сан священника к Дидубийской церкви Тифлиса (ныне Тбилиси). В 1903 году переведен был в Тифлисскую Квашветскую церковь. В 1909 году возведен был в сан протоиерея. Проходя в течение тридцати двух лет служение в различных храмах Тифлиса, занимал следующие должности: был законоучителем Дворянской гимназии, мужской гимназии имени Левандовского, 1-й мужской гимназии и был членом правления Тифлисской духовной семинарии. При этом пастырская деятельность сочеталась в его жизни с общественной. Будучи священником, отец Каллистрат вместе с тем в разное время исполнял обязанности члена Городской думы, секретаря и члена ученых обществ. В своих настоениях отец Каллистрат был сторонником восстановления автокефалии Грузинской Церкви. Овдовев, в 1925 году без пострижения в монашество был хиротонисан во епископа и одновременно возведен в сан митрополита Манглисского. 21 июня 1932 года на VI Соборе Грузинской Церкви был избран католикосом-патриархом всея Грузии, архиепископом Мцхетским и Тбилисским. Вступив в управление Церковью, он стремился приостановить процесс закрытия, разрушения и разграбления храмов и монастырей, старался сохранить лояльные отношения с советской властью и добивался облегчения налогового гнёта на Церковь. Он не раз обращал внимание советских властей на нарушения закона «О свободе совести». Так, в письме на имя руководителя большевистской организации Грузии К. Чарквиани он отмечал, что: «если так будет продолжаться, 1600-летняя Грузинская Церковь перестанет существовать, ибо священнослужители вынуждены прекратить служения… пока из советской конституции не изъята статья 124». Благодаря совместным действиям католикоса-патриарха и грузинской интеллигенции от разрушения были спасены тбилисские храмы Метехи и Квашвети, а также церкви Гелатского монастыря. Особой заботой католикос-патриарха было признание автокефалии Грузинской Церкви поместными Православными Церквами.

Мой отец, вспоминает, что в начале 40-х годов католикос Каллистрат, сильно заболел бронхитом, и ему потребовалась медицинская помощь. Лечащим  врачом католикоса, стал Шерошенидзе Виктор Николаевич, бывший в то время главным врачом в  самом крупном Тбилисском госпитале. Также Виктор Николаевич, являлся бывшим сокурсником католикоса Каллистрата. Так как по слабости здоровья, Каллистрат не мог посещать госпиталь, Виктор Николаевич посылал, племянника, то есть моего отца, для проведение процедур, к католикосу. Так началось их общение, продолжавшееся всю войну. Отец рассказывал мне об этих встречах так:

«Дядя дал мне поручение, которое состояло в следующем: надо было через день ездить на трамвае в старую часть города, где находился Сионский Собор, там же на территории собора был дом католикоса. С собой я должен был брать аппарат для прогревания, упакованный в чемоданчик, размером с патефон, весом семь килограмм и делать два прогревания носоглотки по пятнадцать минут, с перерывом в пол часа. Я должен был сделать десять подобных процедур. Когда я приехал к Католикосу в первый раз, перед тем как приступить к процедуре, я по наказу дяди встал на колени и поцеловал ему руку. Когда я проделал это, он обнял меня за шею своей мягкой бархатной рукой и погладив по голове сказал мне-« А теперь, займемся процедурой.» Во время моего посещения, он всегда был очень приветливым и доброжелательным, гладил меня по голове, угощал сладостями, интересовался моими школьными делами, моим времяпрепровождением, крещён ли я, верю ли в Бога, хожу ли в церковь, что я читаю, о чем мечтаю. У него были живые, добрые глаза. В непринуждённой  доброжелательной беседе он старался привить мне основы правильной жизни. Я любил и ждал эти встречи. Мне всегда было интересно слушать его и не хотелось уходить. После десяти процедур прогревания, мои посещения стали реже, но не закончились. Так как Каллистрат ослаб здоровьем и часто болел, дядя еще не раз посылал меня к нему. Я приносил католикосу лекарства и все необходимое для лечения на протяжении всей войны. Можно сказать, что, я стал медбратом для католикоса Каллистрата, которого полюбил и сдружился».

Во время Второй Мировой войны советское правительство смягчило свою религиозную политику и католикосу-патриарху удалось добиться улучшения положения Церкви. По личному ходатайству католикоса-патриарха за время войны из лагерей были выпущены епископ Ефрем (Сидамонидзе), протоиерей Иоанн Лозовский, протодиакон Амвросий Ахобадзе; были открыты 23 церкви. Грузинская Церковь начала сбор пожертвований на нужды фронта, за что католикос-патриарх неоднократно получал благодарственные телеграммы от Сталина. О чем свидетельствует дочь вождя в своей книге. Она рассказывает следующие:

«Католикос рассказал мне историю, о которой я ничего до тех пор не знала. Во время второй мировой войны Сталина посетила делегация церкви Грузии во главе с тогдашним католикосом Каллистратом. Церковь молилась за победу и беспрестанно собирала средства на оборону. Они не знали, что правительство решило восстановить некоторые права церкви, вновь открыть многие храмы, вызвать из ссылки многих священников, открыть семинарии: это нужно было для победы, для поднятия духа простых солдат. Ничего не подозревая о таких обширных планах, делегация опасалась наихудшего. Каково же было их удивление, когда Сталин встретил их, чуть ли не с распростертыми объятиями, угощал и задавал вопросы вроде: „Скажите, что нужно церкви? Мы все дадим. Каллистрат возвратился в Грузию, потрясенный виденным, потому что он был уверен, что видел перед собой почти что раскаяние, во всяком случае — виноватость. Он рассказывал эту историю много раз в кругах духовенства… Каллистрату показалось, что он видел перед собою тогда человека, мучимого совестью…»

7 ноября 1942 года газеты опубликовали юбилейное приветствие Сталину под которым подписались как католикос-патриарх так и местоблюститель Московского патриаршего престола Сергий. Избрание митрополита Сергия патриархом дало повод католикосу прислать поздравительную телеграмму 14 сентября 1943 года с выражением надежды на упорядочение отношений между Церквами. Восстановление общения последовало 31 октября того же года, ознаменовавшись со служением католикоса-патриарха с архиепископом Ставропольским Антонием в кафедральном Сионском соборе Тбилиси. 28 марта 1945 года возглавил Церковный Собор Грузинской Православной Церкви который принял новое «Положение об управлении Грузинской Православной Церковью».

Племянница католикоса вспоминает, как им во время войны привезли мешок муки, а расплатиться нечем. Она попросила деньги у Святейшего. Он был возмущен: «Какой мешок муки? Люди голодают, а патриарх мешками муку закупает?» И распорядился этот мешок раздать людям…

С 1945 года – католикос Каллистрат Цинцадзе участник ряда церковных собраний в СССР, включая Поместный Собор Русской Православной Церкви 31 января-2 февраля 1945 года, Совещание глав поместных Православных Церквей в Москве 1948 года, трехстороннюю встречу в Тбилиси 5 августа 1950 года с патриархом Московским и всея Руси Алексием и армянским католикосом Геворгом VI, собрание предстоятелей пяти автокефальных Православных Церквей 23 июля 1951 года в Троице-Сергиевой Лавре.

Отец вспоминает, что перед отъездом в Москву, в 1947 году, он посещал католикоса для получения благословления на учебу в столице. Каллистрат благословил. К великому сожалению, больше живого католикоса Каллистрата, он не видел.

Католикос Каллистрат был видным историком и источниковедом Грузинской Церкви, исследователем наследия Шота Руставели и грузинской христианской литературы. Ему принадлежит ряд важных научных статей и монографий. Также и  Доктор богословия.

Скончался католикос-патриарх Каллистрат 3 февраля 1952 года в Тбилиси. На его погребении в Тбилисском Сионском соборе присутствовала делегация Русской Православной Церкви.

Архимандрит Антоний (Гулиашвили) вспоминал о нём:

«Мне было лет двенадцать, когда он умер. Он был очень старенький и очень добрый… Когда он скончался, Сталин прислал огромный венок. Святейший всегда, и ко всем был очень милостивым. Помню, как-то в алтаре батюшка детей поругал, а патриарх Каллистрат подозвал их к себе и сказал: «У нас в деревне так учили: если медведь на тебя зарычит, назови его дедушкой, и все будет хорошо, а если медведь зарычит на тебя, и ты схватишь палку, медведь и палку поломает, и тебя покусает»… Одну историю рассказал мне патриарх Ефрем. Когда он был митрополитом Кутаисским и Гаенатским, однажды приехал к Святейшему в гости. Надо сказать, жил патриарх Каллистрат очень скромно. Заходит владыка в комнату Святейшего, а тот чихает. И вместо того чтобы произнести «Будьте здоровы», владыка бросился на колени, дополз до патриарха: «Ваше Святейшество, простите, не знаю, что со мной случилось». Тот переждал немного, дал ему успокоиться, погладил по голове и говорит: «Ну, Ефрем, если бы мы Ефрем сказал фразу, которая переводится с грузинского как «Желаю милости огня». Получилось почти проклятие. И владыка были неверующие, мы бы подумали, что ты хотел мне плохого, но мы же верующие, мы же знаем, что каждое доброе дело преследуется диаволом. Вот он и захотел нас с тобой поссорить. Но мы же не можем из-за этого ссориться!»… Они были большими друзьями с патриархом Алексием (Симанским)».

Награды Католикоса Каллистрата Цинцадзе:

·        награды Российской империи до ордена Анны 2-й степени.

·        почетный член Московской духовной академии (1949)

Католикос так же говорил, о том что  в настоящее время церковь отделена от государства, а всеже преследуется и,что задушить Христианскую веру, в начале не смогли даже самые жестокие казни её исповедников. Притеснения церкви, будет не долгим и в ХХ веке придет всему этому конец.

Предсказание католикоса Каллистрата сбылось.

 

 

 

Источники

Воспоминания Амираджиби Михаила Михаиловича (Личный архив)

 

Литература

 

Абхазский (Западногрузинский) Католикосат// Православная энциклопедия, том 1, Москва, 2000, 67-72 Скурат, К. Е., История Православных Поместных Церквей, Глава I. Грузинская Православная Церковь. Грузинская Православная Церковь // Православная энциклопедия, т. 13. Архимандрит Антоний (Гулиашвили). Милостиво прощать нужно учиться всю жизнь. Тбилиси, 2009. Аллилуева С. И., Книга для внучек: Путешествие на родину, New York: Liberty Publishing House, 1992 г.

Перейти к верхней панели