В 1810 году Сергей Якимович Мальцов подает прошение на имя епископа Владимрского и суздальского Ксенофонта «…о дозволении ему, Мальцову, из состоявших Меленковской округи и в приходе села Селимова, заводов его Гусевского и Вековского построить при первом каменную церковь с переведением к ней священно-и церковно служителей из села Борзино и об упразднении Борзинской ветхой церкви…»
В 1816 году церковь во имя святых и праведных Боготоотец Иоакима и Анны была построена и освящена об этом сообщает нам сын Сергея Акимовича Мальцова действительный статский советник и кавалер Иван Сергеевич Мальцов: «В гусевской моей фабрике имеется ныне церковь во имя святых и праведных богоотец Иоакима и Анны каменная, покойным родителем моим в 1816 году была построена которах холодная и теплая вместе одна. И когда оная была построена, в то время в обозначенной фабрике находилось жителей не более 800 душ обоего пола, ныне же таковых в наличности при оной находится более 2000 , отчего и оказалась оная церковь особенно в зимнее время для помещения народа стеснительной».
Документ датируется 1847 годом. Это новое прошение Мальцова архиепископу Владимирскому и Суздальскому Парфению связано с его намерением, чтобы «Существующую церковь оставить навсегда холодную, а при оной вновь построить новую теплую каменную во имя Живоночальной Троицы с одним престолом на собственное мое иждивение. Прилагаю при сем план и фасад, составленный Владимирским губернским архитектором, настоящей церкви и вместе с оною и предложенной вновь построить трапезы на приведение моего намерения в надлежащее исполнение сим, Вашего Высокопреосвященства покорнейше прошу архипастырского разрешения. Октябрь 1847 года».
Храмозданную грамоту на постройку церкви и трапезы выдали 29 сентября 1848 года.
К маю (18-ому) 1851 года строительные работы были окончены. В новом прошении благочинного Судогодской округи протоиерея Петра Александровского на имя епископа Иустина читаем: «… имею сим… донести, что в вверенного мне ведомства Меленковской округи Гусевской Хрустальной фабрики ко Иоакиманской церкви пределанная вновь трапеза, согласно храмозданной грамоте и апробированному епархиальным начальством плану и фасаду, приведена в окончание, покрыта железом, полы отделаны деревянные, печки в назначенных местах изращатые, иконостас окрашен, резьба на нем вся вызолочена, образа написаны новые, и в углу правой стороны для освящения храма во имя Живоначальной Троицы все приготовлено».
На рубеже 1871-72 г.г. при обозрении епархии епископом Муромским Яковом сельских и городских церквей вот что было отмечено при посещении Гусь-Хрустального: «Гусевской Хрустальный завод. Церковь замечательна (!) поместительна (!) и хорошо содержится. Левый придел теплой церкви до селе не освящен едва ли не предрассудку, которого держатся строители, опасаясь близкой кончины, если церковь будет совершенно окончена. Я разъяснил господину управляющему заводом сколь не состоятельно это суеверие. Ризница не богата, библиотека очень бедна…».
Интересное, хотя и краткое описание церкви и ее окружения дают клировые ведомости 1872-77 г.г.
Церковь Иоакима и Анны «зданием каменная до купола, а купол деревянный оштукатурен, по оштукатурке обит листовым железом и окрашен белилами на масле. В 1850 году пристроена и освящена теплая трапеза на кошт И.С. Мальцова, в 1871 году и под холодною сделана печь духовая Колокольня каменная.
Престолов в ней два: в настоящей во имя святых и праведных Богоотцев Иоакима и Анны, а в трапезе во имя Живоначальныя Троицы.
Церковь достаточно снабжена ризницей, утварью и святыми иконами. Из святых икон замечательны: 1) Картина, написанная на полотне – «Снятие со Креста Иисуса Христа», занимающая все горнее место в трапезном храме от полу до сводов отличной работы художника Грибкова; 2) Икона вмц. Варвары, уважаемая как явленная…, 3) Из церковных вещей замечательны по отделке и ценности семисвешник и паникадило хрустальныя – произведение местной фабрики».
В 1895 году «… с благословения… архиепископа Владимирского Сергия при … Гусевской Иоакианской церкви» была открыта церковно-приходская бесплатная библиотека. Священник этой церкви Иоанн Казанский писал Ю.С. Нечаеву-Мальцову: «Я нахожусь в полной уверенности, что открываемая библиотека встретит со стороны Вашего Превосходительства благосклонное внимание. Она… может оказать благотворное влияние на дух и поведение народа».
Клировые ведомости 1901 года на ряду с известными уам уже данными за 1872-74 г.г. впервые сообщили о том, что Иоакиманская церковь к этому времени была обнесена четырехугольной каменной оградой с чугунными решетками. Колокольня также каменная, под ней помещается церковная сторожка. Ограда имела центральные ворота, их можно увидеть на фотографии конца XIX века.
Небольшое здание каменной сторожки неподалеку от колокольни, вероятно, было построено в начале XX века
В 1922 году церковь Иоакима и Анны еще находилась в ведении общины верующих.
К этому времени с 1917 года властями уже дважды производилось изъятие церковных ценностей. ГАВО, ф.24, оп.1, д.1729
Последняя служба перед закрытием храма предположительно состоялась в 1936г.
В 1941 году здание храма было занято под механические мастерские Стекольного техникума. Затем здание с 1946 года по 1948 год было занято горторгом под складское помещение. Затем в нем располагалась пожарная охрана, а позднее отдел вневедомственной охраны.
В 1989 году храм был возвращен общине верующих.
Попытки возвратить храм предпринимались верующими и ранее: ГАВО, ф.Р 3789, оп. 1, д. 451
Дело недействующей церкви Иоакима и Анны в городе Гусь-Хрустальный 1948-49 г.г.
Заключение уполномоченного совета по делам Русской Православной Церкви при Совете Министров Союза ССР по Владимирской области по ходатайству верующих.
На рассмотрение исполкома облсовета представлен материал по ходатайству верующих об открытии церкви Иоакима и Анны в городе Гусь-Хрустальный.
Здание церкви каменное, большое, построенное в 1816 году, … в 1871 году закончена отопительная система, церковь имела два престола. Церковь закрыта в 1936 году. В 1941 году была занята под механические мастерские стекольного техникума, а в 1946 году здание ее было освобождено ввиду непригодности и согласно акту технического осмотра.
Затем здание с 1946 по 1948 год было занято горторгом под складское помещение. И в акте технического осмотра 1948 года говорится, что без капитального ремонта здание церкви использовано быть не может ни под какие нужды. Из всего выше изложенного видно, что:
Здание церкви Иоакима и Анны сильно разрушено и требует капитального ремонта…., ходатайство об открытии церкви… отклонить.
Это решение подтвердил исполком Владимирского областного совета депутатов трудящихся в своем решении за № 1422 от 7 декабря 1948 года.
В 1949 году было решено передать здание церкви пожарной охране города по просьбе председателя горисполкома Лаврова на имя председателя облсовета Бранта Г.Р.. Решение облисполкома № 198 от 19 марта 1949 года.
В наши дни от площади, на которой стоит Троицкая (Иоакиманская ) церковь, почти ничего не осталось.
Начиная с конца 1920-х годов она начала активно застраиваться. В ее юго-западном углу поставлен памятник комсомольцам. На северо-западном углу – здания 60-х годов. По северной стороне поставлены административные здания 1960-х годов и т.д. Как видим, планировочная структура церкви Иоакима и Анны претерпела ряд существенных изменений. Трудно переоценить то место, которое занимала и занимает Иоакиманская церковь – этот интересный памятник эпохи классицизма, построенный под руководством профессионального архитектора и ориентированный на столичную архитектуру.
Церковь являлась композиционным центром планировочной структуры левобережной части города, которая составляет первоначальную часть исторической застройки Гусь-Хрустального (первая регулярная сетка улиц будет сразу же строиться соответственно церковной площади). Мальцовы были состоятельными и, видимо, достаточно образованными людьми, чтобы построить в общем-то глухом месте Владимирской земли интересное здание в духе своего времени.
На момент передачи храма общине верующих в 1989 году интерьер претерпел большие изменения: полностью утрачены изразцовые печи, иконостасы, частично разрушены полы из метлахской плитки, полностью разрушена система отопления под всеми объемами церкви; требует большого ремонта фундамент, подвалы, купольный свод основного объема, потолочное перекрытие по всему объему храма. Необходима полная замена кровли над всем объемом храма. Практически полностью уничтожена кровля купола. Требует восстановления верхняя часть колокольни. Сильно измененными оказались и оконные проемы.
Хронология основных событий изложенных в справке
1756 год – Основание Гусь-Хрустального
1810-16 годы – построена церковь Иоакима и Анны (основной объем).
1848-51 годы – пристроена теплая трапезная, в правом углу которой освящен престол по имя Пресвятой Троицы. План и фасад составлен Владимирским губернским архитектором Никифоровым.
1855 год – окончены работы по приведению церкви Иоакима и Анны в «лучший вид»
1856 год – впервые упоминается колокольня при церкви Иоакима и Анны.
1871-72 годы – упоминается неосвященный придел теплой церкви.
1871 год – сделана «духовая» печь и под холодною церковью.
1895 год – при церкви открыта бесплатная церковно-приходская библиотека.
1901 год – впервые упоминается четырехугольная каменная ограда с чугунными решетками.
1917, 1922 годы – изъятие церковных ценностей
1936 (1938) год – церковь закрыта
1983 год – церковь Иоакима и Анны взята на местную охрану как памятник архитектуры (№ 373 п/9 от 6 мая)
1989 год – храм возвращен общине верующих.