Владимирская епархия
Свято-Троицкий храм
Воскресная школа.
Конкурсное сочинение
Тема: «Игумен Варсонофий»
Выполнила:
Ученица Воскресной школы
Свято-Троицкого храма
Яковлева Александра
Гусь-Хрустальный
2011
Уже более двадцати лет по всей России восстанавливаются храмы, возрождается духовная жизнь. Наша Владимирская земля тоже не является исключением. Есть и особенные храмы, которые не закрывались даже в годы богоборческой власти.
Храм Преображения Господня – один из них. Он расположен в селе Цикуль, Гусь-Хрустального района, Владимирской области. Уже более 20-ти лет в этом храме служит игумен Варсонофий (Хайбулин) – духовник Гусь-Хрустального благочиния, Владимирской епархии. За эти годы батюшка сделал много богоугодных дел, помог людям добрым словом, отеческой заботой и мудрым советом.
Отец Варсонофий особое внимание уделяет детям. Для их воспитания в свете Православия в небольшом селе он организовал Воскресную школу, а также библиотеку для духовного просвещения.
Познакомившись с этим удивительным человеком, я узнала некоторые удивительные факты из его биографии, получила ответы на интересовавшие меня вопросы.
Игумен Варсонофий, в миру Борис Хайдарович Хайбулин, родился в 1937 году в Москве.
Отец батюшки — Хайдар Хустулгатович — является одним из составителей первого монголо-русского словаря. Мама отца Варсонофия – Ксения Карповна (в девичестве Бурдуковская), родом из забайкальских казаков. От нее отец Варсонофий унаследовал сильный красивый голос и любовь к пению. Некоторое время семья жила в Монголии, там родилась старшая сестра батюшки – в крещении Наталья.
В 1941 году Хайдар Хустулгатович Хайбулин уходит на фронт. В боях под Москвой он был тяжело ранен и вскоре умер. Похоронен в деревне Шустиково Вереевского района. Уже позже отец Варсонофий нашел дорогую сердцу могилу, познакомился с женщиной, которая за ним ухаживала перед смертью. Она сразу назвала батюшку по имени и рассказала о его отце.
Крестили Бориса Хайбулина (игумена Варсонофия) в 7-летнем возрасте.
— в 1956 году он поступает в Ленинградский университет на факультет физики.
— в 1957 году отец Варсонофий был осужден на 5 лет лагерей за участие в подпольной марксистской группе. Срок отбывал в мордовском «Дубровлаге» – «зоне» для «политических».
В тюрьме батюшке пришлось пережить очень тяжелые испытания, которые закалили его дух. Из заключения он выходит уже сформировавшимся православным христианином.
— в 1966 году он был рукоположен в диакона митрополитом Белорусским Филаретом в Покровском храме Духовной академии, в Загорске).
— с 1964 по 1968 г.г. игумен Варсонофий обучался в Загорской семинарии;
Особая атмосфера, царившая в Троице-Сергиевой Лавре, непрекращающаяся народная молитва у мощей преподобного Сергия Радонежского оставили неизгладимый след в душе батюшки.
— в 1984 году был посвящен в священники в Успенском соборе в городе Владимир.
— в настоящее время – клирик Владимирской епархии РПЦ.
В разгар «холодной войны», на рубеже 60-70-х гг., мир облетела ошеломительная весть о явлении Богородицы тысячам людей в египетском Зейтуне (пригород Каира). Были сделаны многочисленные фотографии, на которых запечатлены: Дева Мария с младенцем Иисусом на руках, светящиеся «голуби». В СССР эти чудеса были восприняты некоторыми верующими как знамение скорого конца безбожного режима.
В те годы Советский Союз находился за «железным занавесом», но, не- смотря на это, отец Варсонофий один из первых в России узнал о потрясающих явлениях Богородицы в Зейтуне.
С 1968 года он целенаправленно изучает все, что связано с этими событиями, собирает книги и статьи, фотографии, на которых явственно видна Дева Мария.
Вот что рассказывает об этом сам игумен Варсонофий:
— Первое явление произошло вечером во вторник, 2 апреля 1968 года. Мусульмане, которые работали в системе общественного транспорта, остановились у ворот гаража, расположенном напротив коптского храма Пресвятой Девы Марии. (Здесь, согласно преданию, Святое Семейство останавливалось во время бегства от Ирода). Час пик закончился. На улице было немноголюдно. В сгущавшихся сумерках двигалась машина и несколько женщин проходили по улице. Вдруг над средним куполом церкви возникло некое движение. Это привлекло внимание людей. Рабочие у гаража прервали вечернее чаепитие и, не веря своим глазам, устремили взор на «Что-то», показавшееся им «Белой Женщиной». Она стояла на коленях перед крестом на вершине купола. Один из рабочих, мусульманин Фарук Мохаммед Атва, подумал, что юная девушка собирается покончить с собой. Он сделал останавливающий жест рукой и закричал: «Госпожа, не прыгайте, не прыгайте!». (Надо отметить, что на следующий день, из-за развившейся гангрены, ему должны были ампутировать палец на этой руке).
В отчаянии Фарук бросился к телефону, чтобы вызвать пожарных и спасателей. Одновременно его товарищи побежали на другую сторону улицы за священником отцом Константином. В этот момент «Госпожа» поднялась с колен, явив Собой сияющий образ, обрамленный мантией мерцающего света. «Setenna Mariam» («Госпожа наша, Богородица Мария!»), — закричала одна из женщин, вдруг осознав смысл происходящего.
Едва крик сорвался с ее губ, как, казалось бы, ниоткуда появилась стая сияющих белых «голубей» и начала парить вокруг Девы Марии. Спустя несколько мгновений необычная картина растворилась в потемневшем небе, оставив зрителей окаменевшими и лишенными дара речи.
На следующее утро Фарук Атва прибыл в больницу на операцию. Хирург, который должен был ампутировать больной палец, удивился, обнаружив его абсолютно здоровым. Это первый случай чудесного исцеления, которое случилось в Зейтуне.
Впервые в мировой истории многотысячные толпы людей самого различного вероисповедания могли наблюдать такие благодатные явления. Среди собравшихся было много мусульман. Они тоже молились Богородице вместе с коптами-христианами.
Краткий рассказ о первом чуде был помещен в выпуске каирской газеты «Ватани».
Неделю спустя произошло второе видение, затем – другие. Они всегда происходили ночью и сопровождались таинственным светом, сиянием, которое образовывало купол из звезд. Один из свидетелей описывает:
— Это как «ливень из бриллиантов», через некоторое время появлялись стаи светящихся «голубей», которые летали вокруг залитой светом церкви.
— Они всегда сохраняли определенный строй, летали с поражающей воображение скоростью и неожиданно исчезали, словно растаявшие снежинки, — говорили другие.
Во время явления ослепительные вспышки света озаряли крышу храма, затем свет приобретал очертания Богоматери. Она была в длинной одежде и с покрывалом на голове из голубовато-белого цвета. В дуновении теплого ночного бриза наблюдатели, испытывающие благоговейный трепет, могли даже видеть колыхание Ее одежд. Вокруг Ее головы сиял ослепительный нимб. Сияние было таким интенсивным, что было почти невозможно различить черты Девы Марии. Поражая Своим великолепием, Она сияла словно солнце в человеческом облике, заливая церковь мягким светом. Пресвятая Богородица плавно двигалась между куполами, склоняла голову и приветствовала взывающие к Ней толпы людей. Время от времени Она появлялась над пальмами, растущими во дворе церкви, или между ними. Возникала в световой сфере на одном из четырех угловых куполов, на поддерживающих каменных арках. Иногда Пресвятую Деву можно было видеть с младенцем на руках, или со святым Иосифом вместе с Христом – отроком лет двенадцати. Количество людей, желавших увидеть чудо, достигало порой 250-ти тысяч человек. Сделанные фотографии обошли все мировые СМИ. Коптские церковные власти организовали специальный медицинский комитет, который расследовал случаи исцелений.
Председатель комитета по исследованию чудесных событий, епископ Григорий, подтверждает «мгновенные исцеления» от различных недугов: злокачественные опухоли, заболевания щитовидной железы, ревматические артриты, слепота, хронические расстройства речи, тяжелая форма гипертонии, гемиплегия, паралич рук, хроническая астма, гангрена и многие другие заболевания… Все это также засвидетельствовано обстоятельными медицинскими исследованиями. Даже после того, как явления сделались менее отчетливыми, а в мае 1971 года полностью прекратились, сообщения о многочисленных исцелениях продолжали поступать.
Так как сам отец Варсонофий является необычным человеком, то Промыслом Божиим ему посылаются встречи с необычными людьми. Так батюшка часто встречался с Василием Витальевичем Шульгиным.
Василий Витальевич Шульгин (13 января 1878, Киев — 15 февраля 1976, Владимир) — русский публицист и политический деятель. Депутат второй, третьей и четвёртой Государственной думы, националист,монархист и участник Белого движения.
Сам отец Варсонофий об этом знакомстве пишет так: «Вскоре после начала диаконского служения во Владимирской епархии я познакомился с Василием Витальевичем Шульгиным, известным деятелем императорской России, членом Государственной думы многих созывов, активным автором нескольких книг о революционных событиях 1905-1917 гг. о гражданской войне.
Почти четверть века находясь в эмиграции, Шульгин начал думать, что в СССР его забыли. Оказалось, совсем не так. В конце войны он жил в Югославии, как раз в местах пребывания частей Красной Армии. Здесь его арестовали и специальным рейсом доставили в Москву на Лубянку, где в течение года он был под следствием. Приговор – 25 лет. С началом «хрущевской оттепели» был освобожден. После нескольких лет проживания в инвалидных домах, получил квартиру во Владимире и персональную пенсию. Надзор за ним осуществлялся старым владимирским чекистом-полковником Шевченко, который был частым гостем в доме и сопровождал Шульгина в дальних поездках по стране.
Шульгин ложился спать очень поздно. Я часто приходил к нему ночью. И мне казалось, что «машина времени» переносит меня в годы гражданской войны. О вождях Белой Гвардии, А.И. Деникине и П.И. Врангеле Василий Витальевич говорил с большим уважением, хотя о братоубийственной войне, о том, как зверели нравы ее участников с обеих сторон, говорил с горечью.
Жизненный опыт привел его к осознанию особой ценности согласного мира, который надо беречь во что бы то ни стало. В таком духе было написано его «Письмо к русским эмигрантам».
Эпизод получения им вместе с Гучковым манифеста отречения от престола Государя Императора Николая II меня и моих друзей волновал особо. И однажды мы напрямик спросили об этом Василия Витальевича: «Как он — монархист по воспитанию и убеждениям мог согласиться выполнить это поручение думы?». Шульгин ответил, что события тогда развивались так, что если бы не мы, то это неизбежно сделали бы другие люди, чуждые какого-либо почитания священности особы — Помазанника Божия, в крайне оскорбительном тоне.
Как известно, император отрекся в пользу брата – Великого Князя Михаила, а тот в пользу Учредительного собрания, которое должно было выбрать политический строй и путь России.
В книге «Дни» Шульгин пишет, что, когда Князь Михаил закончил и подписал текст своего манифеста, все присутствующие с глубокой сердечной болью почувствовали, что свершится что-то странное и необратимое.
Я спрашивал его: «Как могло случиться, что в итоге всеобщего обязательного изучения Закона Божия к власти пришли крайние богоненавистники?» «Да, — ответил Василий, — все мы изучали и сдавали Закон Божий, но к концу гимназии почти все становились безбожниками». Себя Шульгин к ним не причислял, называя себя мистиком. Но мне показалось, что некоторые системы индийской философии он понимал лучше, чем наше православие. Во всем прочем Василий Шульгин был обаятельным русским человеком, очень гостеприимным, доброжелательным, отзывчивым, спешащим на помощь каждому в ней нуждающемуся.
Скончался он 15 февраля 1976 года на 99-ом году жизни, до конца сохранив ясный ум и прекрасную память. Отпевание совершил священник Княже-Владимирского храма. Усердием художника Ильи Глазунова несколько лет назад был установлен памятник на его могиле в селе Байгуши. В 2008 г. на доме по улице Фейгина во Владимире, где он провёл последние годы жизни, была установлена мемориальная доска с текстом: «В этом доме с 1960 по 1976 гг. жил выдающийся общественный и политический деятель Василий Витальевич Шульгин».
(Из воспоминаний о. Варсонофия)
Отец Варсонофий писал: «В наше время чудо в Зейтуне вызывает у некоторых настороженность, и порой даже враждебность. А тогда, нужно сказать, были совсем другие настроения, в том числе среди духовенства. Была солидарность всех верующих против власти атеистов. Момент конфессиональных различий был второстепенен. А к коптам вообще были большие симпатии. Они же, как и мы, принадлежат к Восточным Церквам. Хотя их вероучение не очень совершенно, но они же очень древние. Христианство к ним пришло еще в I веке через самого св. Марка Евангелиста. Кроме того, Египет – родина монашества, и мы с братией в Троице-Сергиевой Лавре это отчетливо понимали. Поэтому к коптам всегда была какая-то симпатия. Это сейчас, когда не стало госатеизма, какие-то внутренние разборки начались. Вот это – мы, это – католики, это – «ересь экуменизма» и т.д. Тогда все было по-другому, все были едины перед лицом общего противника – атеистического режима. Так вот, явления Богородицы в Египте сильно воодушевили меня и моих друзей по Лавре и Духовной Академии, как сильный аргумент против атеизма. К тому же, Зейтунские чудеса, начавшиеся в 1968 году, совпали с легендарной «пражской весной». Даже в тоталитарном Советском Союзе прорастали ростки свободомыслия, развивалось диссидентское движение. Под впечатлением от всего этого, я написал обращение к XXV съезду КПСС (1976г.). В нем цитировались свидетельства очевидцев явления в Зейтуне и содержался призыв к коммунистам покаяться за преступления перед народом, так как время их подходит к концу».
Если бы отец Варсонофий написал такое письмо в 20-е гг., его бы расстреляли.
В конце 60-х годов отец Варсонофий с другими представителями духовенства создали «Христианский Комитет защиты прав верующих». Они были против тоталитарного контроля власти СССР над церковью. Иначе невозможно было пробить информационную блокаду и рассказать всему миру об истинном положении дел со свободой совести в Советском Союзе. Все факты злодеяний и притеснений, которые творились против верующих, стекались к этому комитету. Он собирал пресс-конференции на нелегальных квартирах для ведущих мировых СМИ. У него были телефоны московских представительств «Франс пресс», «Юнайтед пресс интернешнл», «Дойче пресс», куда представители комитета звонили и рассказывали всю правду о нарушениях прав человека в СССР.
В 1980 году, когда Москва готовилась к Олимпиаде, КГБ «вычищал» город от диссидентов. Начались аресты. Но то, что, казалось бы, должно трагически отразиться на судьбе батюшки (обращение к XXV съезду КПСС), его и спасло. Незадолго до разгрома его исключили из «Комитета защиты прав христиан». «Обращение к XXV съезду КПСС» было расценено как «хулиганство». Даже для диссидентов комитета призыв «покаяться пока не поздно, иначе вам – конец» был слишком смелым. Когда гэбисты пришли в штаб-квартиру «Комитета защиты прав христиан», то нашли там, на столе постановление об исключении отца Варсонофия из Комитета «за действия несовместимые и т.д.» На основании этого постановления батюшку не арестовывали, а вызвали только в качестве свидетеля. Ведь он уже сидел 5 лет по 70-й статье УК РСФСР («Антисоветская агитация и пропаганда»), поэтому ему бы грозил срок лет 10, как рецидивисту.
В этом году исполнилось ровно 45 лет с начала церковного служения отца Варсонофия. Сейчас у отца Варсонофия небольшой приход в селе Цикуль. Он занимается благоустройством Спасо-Преображенского храма, который был построен в начале XIX века помещиками знаменитого рода Танеевых. Благоустраивая церковь, он отремонтировал храм снаружи и внутри, провел газ, что для небольшого села является редкостью. Прихожане отзываются о нем с большой сердечной теплотой и любовью. Часто приглашают на праздники. А в тяжелую минуту жизни отец Варсонофий — незаменимый утешитель и помощник.
Вот что рассказала прихожанка Татьяна: «Отец Варсонофий в течение нескольких месяцев навещал мою маму. Каждую неделю исповедовал ее и причащал Святых Христовых Тайн, благодаря этому мама была спокойна, кончина наступила легко, действительно, успение, как будто уснула».
Уже не одну сотню лет стоит этот храм, веками идет молитва. В храм приезжают и издалека. Во время службы ощущение праздника, как на Пасху. Молитвенное настроение после поездки в Цикуль остается надолго. После общения с отцом Варсонофием – необыкновенная легкость духа, светлая воскресная радость.
Основная цель в жизни отца Варсонофия – спасение души и забота о пастве. Батюшка никогда никому не отказывает. Если нужна его помощь, и днем и ночью, и в жару и в стужу он всегда придет к нуждающемуся. И еще, по словам батюшки, ему очень хотелось бы дожить до того благословенного времени благодатного мира и торжества Церкви Христовой, которое Зейтунская Богоматерь предвозвещает оливковою ветвью в Пречистых руках своих.
Явления Богородицы в Египте продолжались и по окончании Зейтунских событий. Последний раз они наблюдались в декабре 2009 года. Богоматерь многократно появлялась с оливковой ветвью в руках. Также Ее сопровождали светящиеся небесные «голуби». Это символы грядущего мира, которые Библия относит к временам после антихриста. Но антихрист еще не побежден. В условиях неудавшейся демократии народ вновь стал симпатизировать коммунистическим идеям. Причем ситуация даже хуже, чем при СССР. Одно дело, когда идеология навязана насилием, а другое, когда она принята добровольно. То есть людьми сейчас уже делается сознательный выбор.
Россия является центром всех этих эсхатологических событий, отправная точка которых – 1917 год. Не случайно лютый богоборческий строй воцарился именно в нашей стране. Россия претерпела величайшее грехопадение. Но ей же обетовано и величайшее возрождение. Только русские, потерпев от лютых гонителей Церкви – большевиков – такую рану, способны воскреснуть и оживить все мировое христианство. И не случайно Россия всегда называлась «домом Богородицы». Так что отцу Варсонофию порой просто стыдно за наше нынешнее, невнимательное отношение к потрясающим явлениям Богоматери, продолжающимся уже больше тридцати лет.
Список используемой литературы
1Интервью с игуменом Варсонофием (Хайбулиным) Воспоминания прихожан Спасо-Преображенского храма, с. Цикуль (О. Палагиной, Г. Жалниной, И. Исаева и др.)
2Интервью журналиста Сергея Путилова Статья «Наш батюшка» в газете «Гусевские вести» 2006г.
3Френсис Джонстон — «Когда миллионы видели Деву Марию», Москва 2010г.
4Палмер Джером – «Богородица возвращается в Египет», Каллиган Инкорпорейтед, Калифорния 1969г.
5Заки Перл – «Богоматерь посещает Египет», издание Коптской Ортодоксальной Церкви, 1978г.