Интервью Татьяны Игоревны Хижей, преподавателя церковной исории ГПДУ Агенству Еврейских Новостей.
Д-р Хижая об иудействующих
Кандидат философских наук, доцент Владимирского государственного университета и преподаватель Православного духовного училища в городе Гусь-Хрустальный Татьяна Игоревна Хижая — хорошо известный в научных кругах специалист по иудаизантам.
Именно этой теме посвящена ее диссертационная работа, многочисленные статьи в престижных изданиях и, возможно, и докторская диссертация.
Татьяна Хижая любезно согласилась ответить на вопросы корреспондента Агентства еврейских новостей.
— Татьяна Игоревна, кто такие иудизанты, это движение иудействующих – т. н. субботников, т.е. такое направление в православии, или вышедшие за его конфессиональные рамки?
— Русское субботничество – разновидность иудаизантства, появившаяся на территории России в эпоху Нового времени. Очевидно, что это религиозное течение зародилось в среде носителей православия.
И столь же несомненно, что оно вышло за рамки православной конфессии. Движение последователей «Моисеева закона» имело ярко выраженный антитринитарный, антицерковный и, в целом, дехристианизирующий характер.
Оно отвергало церковную иерархию, таинства и символы христианства, концентрируясь на Ветхом Завете, особенно — на системе предписаний и запретов Пятикнижия.
С течением времени происходило усвоение, впитывание религиозных практик иудаизма.
С другой стороны, христианское «прошлое» иудействующих, а также пребывание в православном окружении давали о себе знать.
Так, отношение «русских израильтян» к Новому Завету колебалось от абсолютного и агрессивного его неприятия до ярко выраженных симпатий. Это прекрасно демонстрируют источники.
Христос мог выступать в сознании иудаизантов в качестве пророка, боговдохновенного мужа, святого, истинного гера, наконец, простого, но мудрого человека.
Христианские образы, идеи, концепты, смыслы имплицитно присутствуют в религиозных представлениях и идентичности приверженцев ветхозаветной веры – не у всех, разумеется.
Такой синкретизм был особенно характерен для молокан-субботников, генетически восходящих к т.н. «духовному христианству», которое, в свою очередь, также «вышло» из православия.
В своих религиозных практиках субботники нередко употребляли слова из привычного им православного дискурса:»священник», «храм», «питрахиль», «попы», «кумы», «восприемник», «требы», «Троица» (так именовали праздник дарования Закона).
— Татьяна Игоревна, некоторые исследователи пишут, что русские крестьяне заинтересовались Ветхим Заветом, еврейской традицией чуть ли не конца XV столетия, когда в Новгороде Великом, а затем и в Москве среди некоторых высших иерархов возникла так называемая, как именовали их противники «секта жидовствующих». Впрочем, другие историки решительно не согласны с этой версией. Каково Ваше мнение как специалиста на сей счет?
— Действительно, попытка отыскать генетическую преемственность между русской средневековой ересью «жидовствующих» и субботниками кажется весьма соблазнительной.
В дореволюционных трудах господствовало именно такое мнение. Первый, кто высказал эту мысль ещё в начале XVIII столетия, был митрополит Дмитрий Ростовский.
В XIX – начале XX вв. в работах церковных иерархов, миссионеров, сектоведов, светских исследователей стало общим местом указание на вероучительную и историческую связь между московско-новгородскими еретиками и сектантами-иудействующими.
Предполагалось, что подпольные еретические кружки смогли просуществовать вплоть до XVIII столетия. Некоторые авторы пытались гипотетически проследить путь движения «жидовствующих» в течение веков – из Москвы в «провинциальные дебри» (в целях конспирации) — на юг, Дон, Волгу…
Версию происхождения субботничества от средневековых иудаизантов не исключают и некоторые современные исследователи, указывая на мировоззренческое сходство и антицерковный характер двух религиозных движений.
Однако эта концепция осталась гипотезой, не нашедшей никакого подтверждения в документальных материалах.
Не стоит забывать о том, что, если к еретическим кругам в московском государстве эпохи Ивана III принадлежали представители духовенства и социальной элиты, то субботники были, по преимуществу, простолюдинами, крестьянами.
Впрочем, отсутствие «родственной» связи между «старыми» и «новыми» иудействующими не исключает типологической близости обоих течений. Сходство проявляется в опоре на ветхозаветные тексты, влиянии еврейской традиции, неоднозначном отношении к Новому Завету.
— А сейчас, если позволите, глубоко личный вопрос. А что подвигло к изучению Вас, глубоко верующего православного человека, к этой, прямо скажем, по моему разумению, не очень обычной теме?
— Для меня самой этот поворот оказался неожиданным. Моей первой любовью в науке стала позднесредневековая Испания, этике испанского Ренессанса я посвятила дипломную работу много лет назад.
Потом последовал перерыв в научных штудиях (в эпоху суровых 90-х), воцерковление, преподавание в православном училище. Готовясь к лекциям по истории русской Церкви, я особенно увлеклась темой «ереси жидовствующих».
Вопрос о христианско-иудейских отношениях еще раньше меня волновал, а пространство религиозного «пограничья» и взаимодействия «вер» всегда казалось притягательным для изучения.
Я перечитала гору литературы, а тут еще муж «по случаю» купил десяток книг известного израильского издательства «Библиотека-Алия». Это, кстати, сильно стимулировало интерес к иудаике — дисциплине на тот момент, действительно, для меня экзотичной.
Тогда-то я и узнала о существовании русских субботников и захотела лично проверить гипотезу о преемственности между ними и еретиками Московии. Пришлось ехать в столичные архивы и библиотеки. Так родился замысел диссертации и совершилось возвращение в науку.
— Вы продолжаете работать над этой обширной темой, и может быть, сейчас наметились какие-либо новые повороты, новые подходы и оценки?
— Да, эта тема меня не отпускает от себя, тем более что в архивах хранятся и ждут исследования настоящие «залежи» документов, содержащих богатый материал о субботниках.
С момента защиты диссертации я отыскала новые источники, пересмотрела старые. Это позволило выявить некие дополнительные документы.
Так, материалы, обнаруженные совсем недавно, расширили мои представления о контактах субботников с иудейскими общинами. В частности, анализ следственного дела о сектантах бессарабского города Бендеры выявил наличие тесных связей иудействующих с евреями уже в 1810-1820-х гг.
Субботники этого города совершали обрезания, меняли свои имена на библейские, в том числе, и в идишской форме; один из них стал носить «еврейское платье», другой научился читать на древнееврейском, при этом приняв не только другое имя, но и фамилию (Левитин)!
Так происходила смена идентичности благодаря влиянию еврейской традиции.
Меня также заинтересовала проблема восприятия последователей «Моисеева закона» в российском обществе XIX в. Выяснилось, что, хотя дискурс нетерпимости доминировал в первой половине XIX столетия, однако уже тогда не был единственным: находятся отдельные примеры вполне толерантного отношения к сектантам.
Во второй половине XIX в. восприятие субботников было представлено широким спектром разных оттенков – от неприязни до симпатии. Носителями их выступали разные социальные слои.
Среди интеллигенции дискурс уважения и сочувствия имел политическую и культурную мотивацию, а в среде православного крестьянства, как это ни кажется парадоксальным – религиозную подоплеку: иудействующие порой рассматривались как люди, угождающие Богу, получившие от Него благословение.
— Большое спасибо, Татьяна Игорьевна, за столь потрясающее интересный рассказ-лекцию. Пожелаем Вам успешного продолжения исследования над столь важной темой , укладывающейся, как бы сейчас сказали в межконфессиональный диалог.
Александр Локшин
Источник: АЕН