В конце 80-х гг. ХIХ столетия владелец гyсевской фабрики Юрий Степанович Нечаев-Мальцов задумал построить в имении Гусь ещё один церковный храм. Умеющий ценить основательность и красоту, он не остановился на типовой провинциальной церкви. Проект храма святого Георгия был заказан известному российскому архитектору Леонтию Николаевичу Бенуа, автору усыпальницы высочайших особ при Петропавловском соборе в Санкт-Петербурге, костёла французского посольства, здания типографии «Печатный Двор», банков на Невском проспекте и других известных строений. Сам Бенуа позже напишет так: «… в этот храм я вложил всё, что мог, и, может быть, он останется лучшим из моих творений».
Георгиевский собор. Начало ХХ века
Величественный собор был построен в период 1892-1903 гг. Правда, сам Бенуа лишь время от времени приезжал в Гусь. Непосредственное руководство строительствам вёл архитектор Георгий Яковлевич Леви. Воздвигали храм местные владимирские мастера, работу которых Бенуа сравнивал с мастерством лучших европейских каменотёсов. Здание было спроектировано так, что в нём одновременно соединились традиции и западноеврoпейской, и русской архитектуры.
25 мая 1892 г. состоялась закладка собора во имя Георгия Победоносца с приделами в честь Иоанна Богослова и святой мученицы Софии на 3000 прихожан.
Через пять лет, х 1897 г., основные строительные работы были завершены, хотя отделка храма заняла ещё некоторое время.
По первоначальному замыслу собор намеревались расписать клеевыми красками с позолотой по готовой штукатурке. Таковым был проект профессора Л.Н. Бенуа. Но заказчик доверил роспись храма профессору живописи В.М. Васнецову. Для Георгиевского собора в Гусь-Хрустальном Виктор Михайлович стал писать композиции маслом не по штукатурке, а на холсте. Здесь ему были заказаны:
- «Страшный суд» (на западной стене храма);
- «О Тебе радуется, Благодатная» (в главном алтаре храма);
- «Евхаристия» (запрестольный образ в апсиде главного алтаря);
- «Сошествие во ад» (запрестольный образ в правом приделе);
- «Распятие» (зaпрестольный образ в левом приделе).
Алтарь Георгиевского собора. Начало ХХ века
Восемь лет работал Васнецов над росписями Георгиевского собора, для чего ему было выделено одно из помещений Исторического музея в Москве. С 1904 по 1910 г. готовые произведения с огромным успехом экспонировались на нескольких выставках и только весной 1910 г. были доставлены в гусевской храм.
Три эмалированных бронзовых иконостаса были изготовлены по эскизам Васнецова в 1897 г. московским товариществом Постникова. Ранее эта же фирма выполнила для гусевского храма кресты и купола.
Кто писал образа для иконостаса, до сих пор не совсем ясно. Они явно не принадлежали кисти Васнецова, о чём художник неоднократно заявлял сам. Васнецов в своем письме А.В. Прахову указывает, что образа в иконостасе исполнены в какой-то московской мастерской. Установкой же икон в 1900 г. занимaлись мастера от придворного поставщика П.А. Овчинникова, фабриканта серебряных, золотых и бриллиaнтовых изделий. Ими же были выполнены заказная лампада и металлические ограждения у престола и жертвенника Георгиевского алтаря.
Георгиевский собор. Начало ХХ века
В 1901 г. хозяин гусевских фабрик, большой поклонник композиций из цветной смальты, заключил контракт с академиком-мозаистом Александром Николаевичем Фроловым, в котором мастер обязался выполнить и сдать работы на месте не позднее 1 сентября 1902 г. Несмотря на то что контракт был подписан академиком, непосредственным исполнителем работ был его сын В.А. Фролов. Однако мозаичные работы для Георгиевскoго собора выполнялись не только в мастерской Фролова. Изображения велякомученика Георгия и евангелиста Иоанна на фронтонах боковых крылец выполнены по рисункам профессора Васильева в мозаичной мастерской Академии художеств.
Георгиевский собор. Начало XXI века
23 августа 1899 г. на звонницу Георгиевского собора были подняты колокола. По рисункам Бенуа московский слесарный мастер Неборг изготовил металлические кованые ворота и калитку для ограды. Для главного и боковых входов в Москве были выполнены фонари в русском стиле, а для освещения aлтаря установлен ряд электрических огней на задней стене иконостаса.
Когда храм был готов к освящению, хозяин своим желанным гостям разослaл такое приглашение: «2 сентября 1901 г. храмоздатель Юрий Степанович Нечаев-Мальцов просит Вас покорнейше почтить торжество своим присутствием. Начало обряда освящения имеет быть в 9 часов утра…»
«О Тебе радуется, Благодатная». В.М. Васнецов. Мозаика. Современный вид
По случаю торжества освящения в Гусь-Хрустaльный, кроме церковного и светского начальства, прибыли академик архитектуры Л. Бенуа, академик живописи П. Чистяков, академик-мозаист В. Фролов, профессор Петербургской академии художеств В. Васнецов, русский историк И. Цветаев и др. Приглашенных гостей встречал сам владелец фабрики Ю.С. Нечаев-Мальцов и его родственники.
В 1905 г. литератор П. Гнедич, увидев полотно «Страшный суд», написал: «Это не композиция Васнецова – это сумма болезненнo-страстных религиозных фантазий христианских художников всех веков и народов… Я думаю, в той фабричной церкви г. Нечаева-Мальцова, для которой писал эту икону Васнецов, картина эта будет предметом бесконечного удивления не только местных прихожан, но и создаст целую армию паломников».
В 1924 г. в соборе прошли последние службы. Здание было переименовано в Дворец труда им. Л. Троцкого. Иконостас переплавили, мозаику «О Тебе радуется, Благодатная» замазали краской, от картин тоже пожелали избавиться. Уничтожить полотна всё-таки не решились, и они после разных мытарств переехали во Владимир, где были брошены в Дмитриевском и Успенском соборах.
В 1935 г. все картины, кроме «Страшного суда», оказываются в столице, в Центральном антирелигиозном музее, а в 1946-1947 гг., после закрытия ЦАМа, полотна поступают в Государственный музей истории религии и атеизма в Ленинграде.
В 1936-1949 гг. в подвале собора располагалась база по продаже пива.
До 1967 г. в соборе работал кинематограф. А музыкальная школа в алтарной части храма существовала до 1972 г.
18 мая 1983 г. Музей хрусталя в Георгиевском соборе принял первых посетителей, а в августе 1983 г. полотно «Страшный суд» В.М. Васнецова, находящееся четыре года в реставрации под руководством А. Казакова, известного по восстановлению росписей Исаакиевского собора, дворцов в Петергофе и Пушкине, заняло первоначальное место на западной стене Георгиевского собора.
«Страшный суд». В.М. Васнецов
Источник: Большаков В.В. Русь возродится верой. Храмы центральной Мещёры / Владимир Большаков. — м.: Вече, 2014. — 292 с.: ил.