Свято-Георгиевский собор (музей, г. Гусь-Хрустальный)

Размещено | 0 комментариев

В конце 80-х гг. ХIХ столетия владелец гyсевской фабрики Юрий Степанович Нечаев-Мальцов задумал построить в имении Гусь ещё один церковный храм. Умеющий ценить основательность и красоту, он не остановился на типовой провинциальной церкви. Проект храма святого Георгия был заказан известному российскому архитектору Леонтию Николаевичу Бенуа, автору усыпальницы высочайших особ при Петропавловском соборе в Санкт-Петербурге, костёла французского посольства, здания типографии «Печатный Двор», банков на Невском проспекте и других известных строений. Сам Бенуа позже напишет так: «… в этот храм я вложил всё, что мог, и, может быть, он останется лучшим из моих творений».

georgievskij-sobor-nachalo-xx-veka

Георгиевский собор. Начало ХХ века

Величественный собор был построен в период 1892-1903 гг. Правда, сам Бенуа лишь время от времени приезжал в Гусь. Непосредственное руководство строительствам вёл архитектор Георгий Яковлевич Леви. Воздвигали храм местные владимирские мастера, работу которых Бенуа сравнивал с мастерством лучших европейских каменотёсов. Здание было спроектировано так, что в нём одновременно соединились традиции и западноеврoпейской, и русской архитектуры.

25 мая 1892 г. состоялась закладка собора во имя Георгия Победоносца с приделами в честь Иоанна Богослова и святой мученицы Софии на 3000 прихожан.

Через пять лет, х 1897 г., основные строительные работы были завершены, хотя отделка храма заняла ещё некоторое время.

По первоначальному замыслу собор намеревались расписать клеевыми красками с позолотой по готовой штукатурке. Таковым был проект профессора Л.Н. Бенуа. Но заказчик доверил роспись храма профессору живописи В.М. Васнецову. Для Георгиевского собора в Гусь-Хрустальном Виктор Михайлович стал писать композиции маслом не по штукатурке, а на холсте. Здесь ему были заказаны:

  • «Страшный суд» (на западной стене храма);
  • «О Тебе радуется, Благодатная» (в главном алтаре храма);
  • «Евхаристия» (запрестольный образ в апсиде главного алтаря);
  • «Сошествие во ад» (запрестольный образ в правом приделе);
  • «Распятие» (зaпрестольный образ в левом приделе).

altar-georgievskogo-sobora-nachalo-xx-veka

Алтарь Георгиевского собора. Начало ХХ века

Восемь лет работал Васнецов над росписями Георгиевского собора, для чего ему было выделено одно из помещений Исторического музея в Москве. С 1904 по 1910 г. готовые произведения с огромным успехом экспонировались на нескольких выставках и только весной 1910 г. были доставлены в гусевской храм.

Три эмалированных бронзовых иконостаса были изготовлены по эскизам Васнецова в 1897 г. московским товариществом Постникова. Ранее эта же фирма выполнила для гусевского храма кресты и купола.

Кто писал образа для иконостаса, до сих пор не совсем ясно. Они явно не принадлежали кисти Васнецова, о чём художник неоднократно заявлял сам. Васнецов в своем письме А.В. Прахову указывает, что образа в иконостасе исполнены в какой-то московской мастерской. Установкой же икон в 1900 г. занимaлись мастера от придворного поставщика П.А. Овчинникова, фабриканта серебряных, золотых и бриллиaнтовых изделий. Ими же были выполнены заказная лампада и металлические ограждения у престола и жертвенника Георгиевского алтаря.

georgievskij-sobor-nachalo-xx-veka-2

Георгиевский собор. Начало ХХ века

В 1901 г. хозяин гусевских фабрик, большой поклонник композиций из цветной смальты, заключил контракт с академиком-мозаистом Александром Николаевичем Фроловым, в котором мастер обязался выполнить и сдать работы на месте не позднее 1 сентября 1902 г. Несмотря на то что контракт был подписан академиком, непосредственным исполнителем работ был его сын В.А. Фролов. Однако мозаичные работы для Георгиевскoго собора выполнялись не только в мастерской Фролова. Изображения велякомученика Георгия и евангелиста Иоанна на фронтонах боковых крылец выполнены по рисункам профессора Васильева в мозаичной мастерской Академии художеств.

georgievskij-sobor-nachalo-xxi-veka

Георгиевский собор. Начало XXI века

23 августа 1899 г. на звонницу Георгиевского собора были подняты колокола. По рисункам Бенуа московский слесарный мастер Неборг изготовил металлические кованые ворота и калитку для ограды. Для главного и боковых входов в Москве были выполнены фонари в русском стиле, а для освещения aлтаря установлен ряд электрических огней на задней стене иконостаса.

Когда храм был готов к освящению, хозяин своим желанным гостям разослaл такое приглашение: «2 сентября 1901 г. храмоздатель Юрий Степанович Нечаев-Мальцов просит Вас покорнейше почтить торжество своим присутствием. Начало обряда освящения имеет быть в 9 часов утра…»

o-tebe-raduetsya-blagodatnaya

«О Тебе радуется, Благодатная». В.М. Васнецов. Мозаика. Современный вид

По случаю торжества освящения в Гусь-Хрустaльный, кроме церковного и светского начальства, прибыли академик архитектуры Л. Бенуа, академик живописи П. Чистяков, академик-мозаист В. Фролов, профессор Петербургской академии художеств В. Васнецов, русский историк И. Цветаев и др. Приглашенных гостей встречал сам владелец фабрики Ю.С. Нечаев-Мальцов и его родственники.

В 1905 г. литератор П. Гнедич, увидев полотно «Страшный суд», написал: «Это не композиция Васнецова – это сумма болезненнo-страстных религиозных фантазий христианских художников всех веков и народов… Я думаю, в той фабричной церкви г. Нечаева-Мальцова, для которой писал эту икону Васнецов, картина эта будет предметом бесконечного удивления не только местных прихожан, но и создаст целую армию паломников».

В 1924 г. в соборе прошли последние службы. Здание было переименовано в Дворец труда им. Л. Троцкого. Иконостас переплавили, мозаику «О Тебе радуется, Благодатная» замазали краской, от картин тоже пожелали избавиться. Уничтожить полотна всё-таки не решились, и они после разных мытарств переехали во Владимир, где были брошены в Дмитриевском и Успенском соборах.

В 1935 г. все картины, кроме «Страшного суда», оказываются в столице, в Центральном антирелигиозном музее, а в 1946-1947 гг., после закрытия ЦАМа, полотна поступают в Государственный музей истории религии и атеизма в Ленинграде.

В 1936-1949 гг. в подвале собора располагалась база по продаже пива.

До 1967 г. в соборе работал кинематограф. А музыкальная школа в алтарной части храма существовала до 1972 г.

18 мая 1983 г. Музей хрусталя в Георгиевском соборе принял первых посетителей, а в августе 1983 г. полотно «Страшный суд» В.М. Васнецова, находящееся четыре года в реставрации под руководством А. Казакова, известного по восстановлению росписей Исаакиевского собора, дворцов в Петергофе и Пушкине, заняло первоначальное место на западной стене Георгиевского собора.

strashnyj-sud

«Страшный суд». В.М. Васнецов

Источник: Большаков В.В. Русь возродится верой. Храмы центральной Мещёры / Владимир Большаков. — м.: Вече, 2014. — 292 с.: ил.

Перейти к верхней панели